Содержание
Профессор Знаев
- АНГЛИЙСКИЙ ПЕРФЕКТ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ КАТЕГОРИИ ТЕКСТА И РЕЧИ: ДИСКУРСИВНЫЙ ВЗГЛЯД
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- БЕСПЕРЕВОДНЫЕ СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ЗНАЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
- АНГЛИЙСКИЕ ПРЕДЛОГИ И ИХ РУССКИЕ СООТВЕТСТВИЯ
- РУССКИЕ ПРЕДЛОГИ И ИХ АНГЛИЙСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ
ОСНОВНОЕ МЕНЮ
- ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
- УЧИТЕЛЬСКАЯ
- ПЕДСОВЕТ В ШКОЛЕ
- РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
- ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- ШКОЛЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ
- ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- КАК РАБОТАТЬ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ УЧЕНИКАМИ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ШКОЛЬНИКОВ
- МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ. 5-9 КЛАССЫ
- ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
- ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДКОЕ ИСКУССТВО. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «ПЕТРУШКА». УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- ХОРЕОГРАФИЯ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАШ ТЕАТР». 1 – 4 КЛАСС
- СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- ВНЕУРОЧНАЯ ПРОГРАММА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
- ШАХМАТНАЯ ШКОЛА. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
- КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
- МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
- МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОДАРЕННОГО УЧЕНИКА ПО МАТЕМАТИКЕ
- ВНЕУРОЧНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
- ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ, РЕМЕСЛА НАРОДОВ РОССИИ»
- СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
- АССОЦИАТИВНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
- КАРТОЧКИ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»
- УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ
- ЗНАКОМСТВО С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
- ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФРАЗЕОЛОГИИ
- ЗАГАДКИ, ЗАГАДАННЫЕ КРЫЛАТЫМИ ФРАЗАМИ
- ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ И СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ. 1-4 КЛАСС
- КАК ВЕСТИ ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ
- ИГРЫ И ГОЛОВОЛОМКИ С ПОСЛОВИЦАМИ
- ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
- К урокам математики в начальной школе
- Учим детей решать задачи
- Текстовые задачи. 3 класс
- Внетабличное сложение и вычитание чисел в пределах 100
- Практикум «Сложение и вычитание». 4 класс
- КАК УСТРОЕН ЭТОТ МИР
- К УРОКАМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
- СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИКЦИИ
- УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РУССКИЙ ЯЗЫК
- КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ-СЛОВЕСНИКУ
- СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВВОДНЫХ И ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ
- ДИАЛОГ С ОБИДОЙ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ: ПУТЬ К ГАРМОНИИ ЗНАНИЙ И НРАВСТВЕННОСТИ
- ФОНЕТИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
- СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
- КУЛЬТУРА РЕЧИ
- СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ
- Интересные фразеологизмы
- Откуда пошли устойчивые выражения?
- ЗАДАЧИ ПО ФОНЕТИКЕ, ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ
- ЗАДАЧИ ПО ЛЕКСИКЕ, СЛОВООБРАЗОВАНИЮ И ФРАЗЕОЛОГИИ
- ЗАДАЧИ ПО МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСУ
- 6 класс
- 8 класс
- 9 класс
- ВОПРОСЫ О ПРОИСХОЖДЕНИЕ АНТРОПОНИМОВ
- ВОПРОСЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОПОНИМОВ
- ВОПРОСЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
- О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И ФОЛЬКЛОРЕ
- ВОПРОСЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И УПОТРЕБЛЕНИИ НАРИЦАТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
- О РУССКОМ ЯЗЫКЕ И РОССИИ, О РОДСТВЕ ЯЗЫКОВ
- ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
- ОНЛАЙН-ТЕСТ «СЛОВА С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
- ОНЛАЙН-ТЕСТ «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»»
- ОНЛАЙН-ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»
- ОНЛАЙН-ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СИНОНИМЫ»
- 6 КЛАСС
- 9 КЛАСС
- ОНЛАЙН-ТЕСТЫ. 11 КЛАСС
- ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 9 КЛАСС
- ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ
- ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
- ВЕСЕЛАЯ ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
- БОЛЬШАЯ ВИКТОРИНА «ЯЗЫК»
- ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ»
- ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ ПО ТЕМЕ «ИЗЛОЖЕНИЕ. АНАЛИЗ ТЕКСТА. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ»
- ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ»
- ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С КОММЕНТАРИЯМИ
- ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТРЕНАЖЕР
ЛИТЕРАТУРА
- КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
- УЧЕБНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МИФА
- ФОЛЬКЛОР
- РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ
- РЕБУСЫ «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»
- РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ И ПРЕДАНИЯ»
- БОГАТЫРИ
- «МАСТЕР И МАРГАРИТА». КАКОЙ ЦЕНОЙ НАПИСАН РОМАН
- КОГО ПРЕВОЗНОСИЛ ВЕЛИКИЙ ПЕТРАРКА
- ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ СКАЗКИ, КОТОРЫЕ МЫ ЗНАЕМ С ДЕТСТВА
- ЗАНИМАТЕЛЬНО О ГЕРОЯХ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРОРОЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ-ФАНТАСТОВ
- Кейс-метод на уроках литературы
- Мини-кейс. Работа с текстом на уроках литературы. 6-7 классы
- Задачки по литературе
- Кроссворды по творчеству А.С.Пушкина
- ЗАШИФРОВАННЫЕ АФОРИЗМЫ ЛИТЕРАТОРОВ
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАБАВЫ
- О ЛИТЕРАТУРЕ С ЮМОРОМ
- КОНКУРСНЫЕ ПРОГРАММЫ «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»
- РЕБУСЫ «РУССКИЕ ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ»
- ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
- ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
- ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ДОПУСК К ЕГЭ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
- КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
- АНГЛИЙСКИЙ ПЕРФЕКТ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ КАТЕГОРИИ ТЕКСТА И РЕЧИ: ДИСКУРСИВНЫЙ ВЗГЛЯД
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- БЕСПЕРЕВОДНЫЕ СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ЗНАЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
- ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
- АРТИКЛЬ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК С ПРАКТИЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ И КЛЮЧАМИ
- УПРАЖНЕНИЯ ПО ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С КЛЮЧАМИ
- ENGLICH. УПРАЖНЕНИЯ ПО ГРАММАТИКЕ
- АНГЛИЙСКИЕ ПРЕДЛОГИ И ИХ РУССКИЕ СООТВЕТСТВИЯ
- РУССКИЕ ПРЕДЛОГИ И ИХ АНГЛИЙСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
- КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
- ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
- АНГЛИЦИЗМЫ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
- УРОКИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
- 400 НЕМЕЦКИХ РИФМОВАННЫХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
- ТЕСТЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
- FINDET REIME / НАЙДИТЕ РИФМУ
ИСТОРИЯ
- КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
- ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ. 7 КЛАСС
- ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
- ИСТОРИЯ РОССИИ
- ЗАРЯ СЛАВЯНСТВА
- У ИСТОКОВ РУСИ
- КИЕВСКАЯ РУСЬ
- IX — XVII ВЕКА
- ИСТОРИЯ РОССИИ ХХ — НАЧАЛО ХХI ВЕКА
- ИСТОРИЯ РОССИИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
- ЦАРСКИЕ СУДЬБЫ
- ДЕТИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
- БОГАТЫРИ
- РОЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕГО РИМА. А. НЕВСКИЙ И Д. ГАЛИЦКИЙ
- НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ
- КАК ПЕТР I КЛЮЧ ОТ МОРЯ ДОБЫВАЛ
- РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА.ЧЕСМЕНСКАЯ БИТВА
- ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
- СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
- БИТВА ЗА МОСКВУ
- ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
- СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА
- ЗНАМЕНИТЫЕ РИМЛЯНЕ
- История Беларуси с древнейших времен
- Германия в ХХ веке
- Япония
- История США
- История Испании IX–XIII веков
- ВИЗАНТИЯ
- ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ
- ПРАВЛЕНИЕ КЛЕОПАТРЫ
- ДРЕВНИЙ МИР
- СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА
- МИР В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
- МИР В XVIII ВЕКЕ
- МИР В XIX ВЕКЕ
- 5 КЛАСС
- 6 КЛАСС
- 7, 9 КЛАССЫ
- ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ. 11 КЛАСС
- ТЕСТЫ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
- ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ ОГЭ ПО ИСТОРИИ. 9 КЛАСС
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ С ОШИБКАМИ
- ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
- ИГРЫ ПО ИСТОРИИ
- ШКОЛЬНЫЕ КРОССВОРДЫ ПО ИСТОРИИ
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ УЧАЩИМСЯ 5-11 КЛАССОВ ИГРОВОГО И ДИСКУССИОННОГО ТИПА
- ЗАШИФРОВАННЫЕ АФОРИЗМЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ
- ЗАДАЧИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
- ЗАДАЧНИК ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
- КИМ ПО ИСТОРИИ
- КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ
- ВИКТОРИНЫ ПО ИСТОРИИ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ТЕКСТЫ С ЗАДАНИЯМИ
- ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XIX ВЕКА
- ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА ХХ ВЕК
БИОЛОГИЯ
- КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
- НАУКА БИОЛОГИЯ
- УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО БИОЛОГИИ. 9 КЛАСС
- БИОЛОГИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 10-11 КЛАССЫ. УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Профильный класс
- ВЫДАЮЩИЕСЯ БИОЛОГИ
- ОТКРЫТИЯ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИИ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР
- ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ, ЗАКОНЫ, ПРАВИЛА БИОЛОГИИ
- ГРИБЫ
- ПТИЦЫ ЛЕСА
- ЖУКИ
- РАСТЕНИЯ ПОЛЕЙ И ЛЕСОВ
- СИСТЕМА РАСТЕНИЙ
- РАСТЕНИЯ РОССИИ. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ
- УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ
- ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БОТАНИКА
- МИКОЛОГИЯ В КАРТИНКАХ
- СИСТЕМА ЖИВОТНЫХ
- ЖИВОТНЫЙ МИР РАЗНЫХ РЕГИОНОВ ЗЕМЛИ И ПРИРОДНЫХ ЗОН
- ПАРАЗИТЫ
- ЗАПАХИ В ЖИЗНИ ЗВЕРЕЙ
- ЗООЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
- ЖИВАЯ ПРИРОДА ОТ А ДО Я
- ПРИКОЛЬНАЯ ЗООЛОГИЯ
- РЕБУСЫ ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ»
- ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «НАСЕКОМЫЕ»
- ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫЕ ОБЛАДАЮТ УНИКАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
- ЖИВОТНЫЕ РЕКОРДСМЕНЫ
- ЗАДАНИЯ ПО ЗООЛОГИИ ТИПА «УГАДАЙ — КТО»
- ВОПРОСЫ ПО ЗООЛОГИИ НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ
- ФАКТЫ О ПОВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫХ НЕТ В УЧЕБНИКЕ
- ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АТЛАС АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
- БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
- ЗНАКОМИМСЯ СО СВОИМ ТЕЛОМ
- НЕВЕРОЯТНЫЕ ФАКТЫ О ЧЕЛОВЕКЕ
- ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК БОЛЕЕТ
- ЖИЗНЬ КИШЕЧНИКА. БОРЬБА ЗА БАКТЕРИИ
- ПРИКОЛЬНАЯ АНАТОМИЯ
- ТАЙНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА
- ЛАБИРИНТЫ ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК»
- ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ ПО БИОЛОГИИ
- ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
- ЗАДАЧИ ПО БИОЛОГИИ
- ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ
- ЗАДАЧИ ПО ЭКОЛОГИИ
- ЗАДАЧИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
- КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ
- ВИКТОРИНЫ ПО БИОЛОГИИ
- ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
- ШУТОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО БИОЛОГИИ
- ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ
- ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
- 5 КЛАСС
- 6 КЛАСС
- 11 КЛАСС
- ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО БИОЛОГИИ
- ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ ПО БИОЛОГИИ. 9 КЛАСС
ГЕОГРАФИЯ
- КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
- ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
- УЧЕБНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
- ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ. ПЕРВЫЕ 4 500 000 000 ЛЕТ
- УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
- ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕМЛИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
- БИОСФЕРА
- ГИДРОСФЕРА
- ЛИТОСФЕРА
- СЛОИ АТМОСФЕРЫ
- АТМОСФЕРА
- ХРИСТОФОР КОЛУМБ
- ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
- ПЕЩЕРЫ
- ГОРЫ
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ
- ГОРООБРАЗОВАНИЕ
- ОКЕАНЫ
- ТАЙНЫ ОКЕАНА
- МОРЯ
- ОЗЕРА И РЕКИ
- 8 КЛАСС
- 9 КЛАСС
- ИЗВЕСТНЕЙШИЕ ВУЛКАНЫ МИРА
- ГЕЙЗЕРЫ
- ВОДОПАДЫ
- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ
- ВСЕ О ВЕЛИКОБРИТАНИИ
- ВСЕ ОБ ИСПАНИИ
- ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
- ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ ПО ГЕОГРАФИИ. 6 КЛАСС
- ЗАДАЧИ ПО ГЕОГРАФИИ
- ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ГЕОГРАФИИ. 11 КЛАСС
- ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ. 6 КЛАСС
- КИМ ПО ГЕОГРАФИИ. 9 КЛАСС
- ПРОВЕРКА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ «ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ»
- ЗАГАДОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
- ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА ПЛАНЕТЫ
- НЕВЕРОЯТНЫЕ СЮРПРИЗЫ СТИХИИ
- УДИВИТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
- ВИКТОРИНЫ ПО ГЕОГРАФИИ
- ШКОЛЬНЫЕ КРОССВОРДЫ ПО ГЕОГРАФИИ
- РЕБУСЫ «РЕКИ»
- СТИХИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
- ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ. 9 КЛАСС
- ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ. 9 КЛАСС
- ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
МАТЕМАТИКА
- КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
- ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
- 6 КЛАСС
- ГЕОМЕТРИЯ. 7 — 9 КЛАССЫ
- ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ. 8-11 КЛАССЫ
- НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ. 7-11 КЛАССЫ
- ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ И ОПОРНЫЕ СХЕМЫ К НИМ
- ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ
- НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ
- ЗАДАЧА ИЗ АНЕКДОТА
- КОНТРОЛЬНЫЙ ВХОДНОЙ УСТНЫЙ СЧЕТ
- КАРТОЧКИ ПО МАТЕМАТИКЕ «ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ». 6 КЛАСС
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПО ТЕМЕ «УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ»
- УСТНЫЙ СЧЕТ. ТРЕНИНГ
- УСТНЫЙ СЧЕТ В 5-9 КЛАССАХ. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
- ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ
- ЛЕКЦИИ ПО ТРИГОНОМЕТРИИ
- ГЕОМЕТРИЯ В НЕГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ
- СТЕРЕОМЕТРИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
- ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
- ГЕОМЕТРИЯ, ЯПОНИЯ, КИТАЙ И ПИЦЦА
- ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ
- НАПОЛЕОН И ГЕОМЕТРИЯ
- 5 класс
- 7 класс
- 7 класс
- 8 класс
- ДЛИНА. ПЛОЩАДЬ. ОБЪЕМ
- ГРАФЫ
- АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
- ВПИСАННЫЕ УГЛЫ
- 5 КЛАСС
- 6 КЛАСС
- ТРЕНАЖЕР «УРАВНЕНИЯ». 5 КЛАСС
- УРАВНЕНИЯ ПЕЛЛЯ
- ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СМЕКАЛКА
- МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИКТОРИНЫ
- МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КВН
- РЕБУСЫ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ
- МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
- МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВЕСТ «ЗАТЕРЯННЫЙ В ЧЕТВЕРТОМ ИЗМЕРЕНИИ»
- ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ВПР ПО МАТЕМАТИКЕ. 5 КЛАСС
- ИТОГОВЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВПР. 5 КЛАСС
- ПРАКТИКУМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ
- ТЕСТЫ ДЛЯ ГИА В 9 КЛАССЕ
- НАИБОЛЕЕ ТРУДНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО ГЕОМЕТРИИ
- ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
- РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ ЕГЭ
- ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ. ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ВАРИАНТЫ
ИНФОРМАТИКА
- КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ
- ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ
- 1 КЛАСС
- 2 КЛАСС
- 4 КЛАСС
- КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 9 КЛАСС
- НАТВОРДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
- ВИКТОРИНА «КОМПЬЮТЕРЫ»
- СКАЗКА ПО ИНФОРМАТИКЕ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ БИРЮЛЬКИ»
- КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
- КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЗАГАДКИ
- РЕБУСЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
- РЕБУСЫ «АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПК»
- РЕБУСЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
- РЕБУСЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
- РЕБУСЫ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»
Защита комнатных растений от болезней и вредителей
Профилактика лучше, чем лечение. Для профилактики болезней растений следует соблюдать следующие правила.
Не приносите в дом заражённую почву или продезинфицируйте её.
Не размещайте растения в опасных местах (между открытым окном и дверью, возле вентиляционной трубы, в неосвещённом углу или тёмном коридоре).
Внимательно осматривайте вновь приобретённые растения и принимайте необходимые меры по их лечению. Создайте комнатным растениям благоприятные условия, и вы избавите их от многих болезней (табл. 14).
Таблица 14. Защита комнатных растений от болезней
Приостанавливается рост и развитие, листья обесцвечиваются
Холодное помещение, резкие колебания температуры воздуха в дневное и ночное время, холодная вода, очень маленький горшок
Создать необходимый температурный режим, поливать только водой комнатной температуры, пересадить растение в большую ёмкость
Листья желтеют и опадают, бутоны осыпаются
Недостаток света, сквозняки, жёсткая вода, кислотность почвы не соответствует требованиям растения
Переставить растение в другое место, поливать отстоянной водой, пересадить растение в требуемый субстат
Осыпаются листья и цветочные бутоны, кончики листьев скручиваются и засыхают
Чрезмерно сухой воздух
Регулярно поливать и опрыскивать растение
Происходит ожог листьев, и на них образуются сухие коричневые пятна
Растение стоит под прямыми солнечными лучами
Переставить растение, притенить его
Загнивают стебли и корни, увядают листья и побеги, приостанавливается рост растения, закисает почва
Избыток влаги, очень большой горшок, избыток удобрений
Выбрать правильный режим полива и подкормки растения, пересадить его в подходящую ёмкость
Больные и слабые растения часто поражаются вредителями. Одна из главных причин, вызывающих заболевание комнатных растений, — сухость воздуха. Сухой воздух способствует появлению паразитов — паутинного клещика и трипса. Паутинного клещика разглядеть довольно сложно, он совсем крошечный. Часто на растении видна только очень тонкая паутинка между листьями. Трипсы — это чёрные насекомые, которые располагаются на обратной стороне листа. На поражённых вредителями листьях образуются серебристые пятна. Первая помощь: обмыть листья или все растение под душем. Мучнистые червецы выглядят, как белые снежинки на листьях и стеблях. Нужно собрать вредителей пинцетом и протереть растение раствором хозяйственного мыла. Тля — мелкие сосущие насекомые, которые поселяются на концах молодых побегов. Тля вызывает скручивание листьев и молодых побегов. Необходимо обработать больное растение мыльным раствором или настоем табака (с добавлением мыла).
Рис. 104. Болезни комнатных растений: а — мучнистая роса; б — ложная мучнистая роса; в — пятнистость листьев
В комнатных условиях растения могут подвергаться различным заболеваниям (рис. 104). Мучнистая роса — грибковое заболевание в виде белого налёта, поражающее стебли, цветки и листья. Надо уничтожить больные листья и опылить растение обычной серой. Можно промыть раствором медного купороса. При ложной мучнистой росе: листья быстро темнеют, приобретая коричневый цвет. На нижней стороне листьев появляется белый налёт. В этом случае уничтожают повреждённые листья и обрабатывают растение бордосской жидкостью. Пятнистость листьев проявляется в виде коричневых, серых или светлых пятен, которые приводят к высыханию листьев. Меры борьбы — уничтожение повреждённых листьев.
Основные термины и понятия
Болезни растений, вредители растений
Вопросы и задания
Как можно защитить комнатные растения от возможных заболеваний?
Какие существуют причины возникновения заболеваний растений?
Какие заболевания растений вам приходилось наблюдать на комнатных растениях?
Приходилось ли вам «лечить» растения и как вы это делали?
Практическая работа 26.
Определение заболеваний комнатных растений
Ознакомьтесь с признаками заболеваний комнатных растений, причинами их возникновения, а также с мерами их защиты (см. табл. 14).
Изучите состояние комнатных растений в одном из помещений (школьном кабинете или коридоре, в своей комнате, квартире, доме).
Определите заболевшие растения.
Установите вид заболевания по характерным признакам, используя учебное пособие и литературу по цветоводству.
Наметьте меры защиты растений.
Загляни в мир фантазии и творчества
Миниатюрный садик в бутылке
Наибольшую популярность такие сады приобрели в Англии. Для создания садика лучше всего подойдут округлые, с широким дном бутылки из прозрачного стекла. Для процесса посадки необходимы чайная ложка и десертная вилка, которые прочно прикреплены к деревянным палочкам.
Через воронку в бутыль насыпьте пятисантиметровый слой керамзита или небольших камешков.
Для дезинфекции поверх дренажа добавьте сантиметровый слой древесного угля. Сверху насыпьте субстат из смеси торфа и цветочной земли в соотношении 1:1.
Уплотните землю инструментами и создайте внутри бутылки необходимый пейзаж.
Посадите растения и полейте их, используя лейку с длинным носиком.
Закройте бутыль герметичной пробкой. Если стенки бутыли запотевают после полива, выньте пробку для проветривания, затем снова закройте бутыль.
Внимание! У посаженных вместе растений требования к условиям содержания должны быть одинаковыми. В композицию садика могут быть включены следующие растения: карликовый фикус, мох, папоротники, маранта, калатея, плющ обыкновенный, камнеломка
Основы эффективной защиты от вредителей и профилактики болезней огородных культур
Выращивая овощи, с их сочными листьями и плодами, мы часто сталкиваемся с непрошеными гостями, которые не прочь съесть наш урожай.Такими незваными визитерами могут стать вредители и возбудители болезней.
Вредители и возбудители болезней портят наш урожай
О важности профилактики
Хотелось бы, прежде чем говорить о применении средств защиты, поговорить о профилактике. Профилактика – это комплекс мер, которые предотвращают появление и распространение вредителей и болезней. Сюда включается, в частности, соблюдение санитарного режима на огороде и рядом с ним. Не должно быть сорняков-резерватов инфекции; муравьев, выращивающих тлю и щитовок; необработанного сада, ягодника, клумбы с цветами и газона, которые могут дать кров вредителям и возбудителям болезней. Продезинфицированы должны быть и тара, инвентарь, конструкции теплиц и парников. Сейчас для этого выпускают специальные дезинфицирующие средства — например, фармайод.
Профилактика в отношении почвы включает плодосмен, использование сидератов, органики, внесение биопрепаратов в почву. Это как предотвращает одностороннее истощение почвы, так и усиливает ее микробиологическую активность, способность самооздоравливаться.
Снижает распространение вредных организмов пространственная изоляция. Это и устройство дополнительных тамбуров перед входом в теплицу, установка противомоскитных сеток на форточки, установка защитных сеток над грядками.
Обработка рассады
Естественно, профилактика включает в себя и обеззараживание семян, использование стерильных субстратов для рассады и здоровой рассады. Перед высадкой рассаду надо обработать инсектицидами и фунгицидами, например, Актарой и Акробатом. Нежелательно и в дальнейшем свободное перемещение людей и животных по огороду — они могут стать разносчиками инфекции.
Использование профилактики в несколько раз снижает в дальнейшем затраты на борьбу с инфекциями и вредителями.
Защита на огороде
Наибольшие сложности при выращивании овощей представляет защита от вредных организмов: сорняков, возбудителей болезней и вредителей. Почему растения в дикой природе так не страдают от этих напастей? А в дикой природе растения за многие тысячи лет сформировали устойчивые сообщества, где гармонизированы взаимоотношения между всеми составными частями. Такие сообщества принято называть ценозами. А вот когда человек окультурил растения и стал их выращивать вне ценозов, то столкнулся с попыткой природы вернуть все на круги своя: среди культурных растений появились сорняки, размножились на дармовых пищевых ресурсах возбудители болезней и насекомые-вредители.
Фитофтороз томата
В природной среде нет сорняков, а вредители и болезни, не находя много пищи, неконтролируемо не размножаются. Так что при освоении земледелия человечество столкнулось с проблемой, которую само себе и создало. По большому счету, задача состоит в создании искусственного ценоза, который бы заменил природный.
Ядохимикаты: виды, назначение, применение, техника безопасности
Создать искусственный ценоз непросто. Для этого придумали плодосмен и севообороты, промежуточные культуры и сидераты, научились создавать устойчивые сорта. Но сначала решили применять яды – пестициды, для уничтожения вредных спутников огорода.
Яды, которые уничтожают сорняки, назвали гербицидами (от слова «герба» — «трава», вспомните школьный гербарий, и «цидо» – «убивать, уничтожать»); для борьбы с насекомыми применяют инсектициды («инсектос» – это и есть насекомые); с клещами борются акарицидами («акарины» — это клещи), а для борьбы с возбудителями болезней применяют фунгициды («фунги» –это грибы), поскольку первые установленные возбудители болезней были грибной природы. Применять их сравнительно просто, они достаточно эффективны и доступны, благодаря развитию индустрии пестицидов.
Полностью отказаться от ядов пока не получается
Яды оказывают защитное действие, но попутно загрязняют окружающую среду, уничтожают полезных насекомых, разрушают здоровый микробиологический фон, вредят здоровью человека. Но полностью отказаться от ядов пока не получается, и тому есть несколько причин. Рассмотрим каждую группу в отдельности.
- Гербициды
Гербициды бывают сплошного действия и избирательного. Гербициды сплошного действия применяют для уничтожения всех живых растений при подготовке участка осенью; для уничтожения растений там, где не выращиваются культуры; чтобы не развивались карантинные растения на неудобьях. Наибольшее распространение получили гербициды на основе глифосата (Торнадо, Дефолт, Доминатор, Истребитель, Глифор, Глифос, Раундап, Тайфун, Ураган).
Есть гербициды для избирательного уничтожения сорняков в культурных растениях. На посевах лука применяют Гоал, Галиган. На посевах моркови — Гезагард, Прометрин. На посевах широколистных сорняков против злаков используют граминициды, такие как Фюзилад. На посевах томатов применяют Лазурит.
Гербициды могут быть контактными и применяться по вегетирующим растениям, а могут заделываться в почву или распределяться по ее поверхности. Все особенности применения гербицидов изложены в инструкциях и регламентах, которых следует жестко придерживаться.
- Альтернативные методы борьбы с сорняками
Самый простой способ борьбы с сорняками — прополки. Можно также использовать мульчирование черными пленками, соломой, неткаными материалами. В отсутствие света сорняки гибнут. Наибольшие проблемы представляют многолетние сорняки. Для их уничтожения применяют глифосаты по вегетирующим сорнякам осенью и многократное подрезание для истощения в течение вегетации. Однолетние сорняки лучше уничтожаются на ранних фазах — в фазе «белой ниточки», когда семена только проросли, и до появления настоящих листьев.
- Инсектициды
Инсектициды очень разнообразны, как и насекомые-вредители. Есть вредители, которые высасывают сок из растения. По ним применяют системные препараты, отравляющие растения целиком, в том числе и его проводящие системы. К таким вредителям относят тлей, клещей, щитовок, трипсов, белокрылку. Есть насекомые с грызущим ротовым аппаратом — листогрызущие гусеницы бабочек и жуков, жуки. От них применяют препараты кишечно-контактного действия.
Пестициды против насекомых прошли большой путь от первых — очень ядовитых, с длительным сроком разрушения и опасными последствиями (ДДТ) — до современных биопрепаратов, отличающихся минимальным негативным эффектом для человека и полезных насекомых (Фитоверм, Лепидоцид, битоксибациллин). Препараты против насекомых делят на группы по токсичности для нас и полезных насекомых. Большинство современных ядов малотоксичны (4 класс опасности).
От улиток и слизней используют метальдегид
Выделяют такие группы препаратов, как хлорорганические, которые из-за сильной токсичности почти не используются; фосфорорганические (БИ-58 новый, Данадим, карбофос, Фуфанон, Кельтан), пиретроиды (Фастак, Карате), никотиноиды (Актара) и некоторые более мелкие группы.
Биопрепаратов пока не очень много, но они завоевывают все большую популярность. Опасность инсектицидов связана с тем, что их применение совпадает со сборами урожая, а это требует особой осторожности и соблюдения сроков ожидания (периода от обработки до использования продукции или возобновления полевых работ).
- Альтернативные методы защиты от вредителей
Кроме ядов, в защите от вредителей используют хищных насекомых и клещей, которых выпускают на участки и в теплицы (златоглазка, афидиус, божья коровка). Есть вредители, с которыми борются, применяя приманки (медведка, муравьи) или применяя узконаправленные пестициды (от улиток и слизней применяют метальдегид).
Болезни растений: профилактика и меры борьбы с возбудителями
Болезней, поражающих растения, очень много. Все они делятся на группы по типу возбудителя:
- вирусные,
- грибные,
- микоплазменные,
- бактериальные.
Отдельные болезни вызываются неблагоприятными факторами среды и называются неинфекционными. О классификации и общих признаках болезней растений вы можете почитать также в материалах факультатива: Почему возникают болезни растений и какие они бывают. Коротко о фитопатологии.
- Вирусные болезни растений
Бактериальный некроз сердцевины томата
Характерные признаки вирусных болезней: карликовость растений, всевозможные мозаичности листьев, рисунки на листьях и стеблях, некрозы.Вирусные болезни могут передаваться контактным путем при уходе за растениями, через уколы сосущих насекомых и с семенами.
Вирусы — это внутриклеточная инфекция, избавиться от них очень сложно. Профилактика состоит в использовании здоровых семян, удалении и уничтожении растений-резерватов инфекции и единичных заболевших культурных растений.
Вирусная инфекция носит хронический характер и быстро не прогрессирует.Химических препаратов, которые бы защитили от вирусов, нет.Но есть сорта и гибриды, генетически устойчивые к вирусам, что отражено в их характеристиках.
Чтобы предотвратить перенос возбудителей насекомыми, теплицы оборудуют дезинфекционным барьером в виде противомоскитной сетки и тамбура на входе, проводят профилактические обработки инсектицидами, в том числе биоинсектицидами (Фитоверм, Вертимек).
- Микоплазменные болезни растений
Микоплазменные болезни очень вредоносны. Возбудитель их относится к особой группе вредных организмов, отличной от вирусов и бактерий. Болезни, вызываемые микоплазмами, называют желтухами, столбурами. Для них характерно распространение сосущими насекомыми с растений-резерватов, длительный инкубационный период и быстрое нарастание симптомов с началом их проявления.
Внешне пораженные растения отстают в росте, изменяют окраску на серо-зеленую, желтоватую или красноватую. Листья и цветки израстают, проявляется папоротниковидность или нитевидность листьев и деформация цветков и плодов. Растения настолько угнетаются, что наступает их гибель, а урожай может погибнуть полностью или стать непригодным к использованию.
Устойчивых к микоплазменным болезням сортов и гибридов пока не существует, есть только относительно устойчивые. Профилактика такая же, как и для вирусной инфекции. Использование ранней культуры с большим забегом по рассаде позволяет уйти от поражения, поскольку массовый лет насекомых-переносчиков наступает при устойчивом потеплении, когда ранний урожай уже сформирован. Химические препараты против микоплазменной инфекции малоэффективны.
- Бактериальные болезни растений
Бактериальные болезни вызываются многочисленными видами бактерий.Инфекция проявляется в виде пятнистостей, некрозов, язв и размягчения тканей с выделением слизеподобной субстанции, увядания растений. Сохраняются бактерии на растительных остатках, семенах, легко переносятся в виде спор ветром и осадками. Для их прорастания необходима повышенная влажность воздуха, наличие капельно-жидкой влаги. Усиливается инфекция при плохом проветривании растений.
Поражаются все части растений. Бактериозы очень агрессивны. Профилактика состоит в применении чередования культур, уничтожении растительных остатков, обеззараживании семян и субстратов, профилактических обработках растительными антибиотиками и биопрепаратами с антибактериальной активностью (Фармайод, Фитобактериомицин, Фитолавин и пр.). У многих культур есть сорта и гибриды, устойчивые к ряду бактериальных болезней.
- Грибные болезни растений
Наиболее распространены всевозможные грибные болезни, которые вызываются различными видами низших грибов. Грибные болезни — микозы — проявляются в виде налетов на поверхности листьев, стеблей и плодов, различных пятнистостей, увядания растений или их частей. Распространяются с растительными остатками, спорами и частями мицелия, переносимыми ветром, осадками. Споры прорастают во влажной среде и проникают внутрь растения.
Пероноспороз огурца
Растения, выращенные на высоком агрофоне, более устойчивы к грибным болезням. Семена необходимо обеззараживать, растения профилактически обрабатывать биопрепаратами, вносить биопрепараты в субстрат, использовать чередование культур, запашку сидератов. Против грибных болезней используются и химические препараты – фунгициды, обладающие как узким, так и широким спектром действия.
Против разных групп грибов используют свои препараты. Ряд фунгицидов представляют собой контактные препараты на основе тяжелых металлов, которые практически не проникают внутрь растений (бордоская жидкость, Хом, Абига-пик, Полирам и другие), а иные обладают системным действием (Ридомил-голд, Топаз, Скор, Импакт).
Для профилактики чаще используют контактные препараты, а в период массового распространения болезней — контактные и системные препараты смешивают или чередуют для предотвращения возникновения устойчивых форм микробов. Ко многим грибным болезням есть устойчивые сорта и гибриды растений.
Подведем итоги
Химические препараты обладают токсичностью для человека и полезных насекомых, микробной биоты. По возможности их применение должно быть ограничено, а при использовании следует строго соблюдать установленный регламент.
Существуют неинфекционные болезни, которые вызываются неблагоприятными факторами среды. На фото: вершинная гниль плодов томата (физиологическое заболевание)
Защита растений от вредителей, болезней и сорняков требует определенных знаний, тщательного соблюдения всех установленных правил и техники безопасности. Работа «на глазок» здесь недопустима, поскольку вместо пользы может быть вред. Об этом всегда следует помнить, особенно при использовании химических препаратов, и всегда, если есть такая возможность, заменять их на биологические препараты и профилактические меры борьбы.
Средства защиты для своих растений вы можете приобрести в интернет-магазине Агрохолдинга «Поиск».
Памятка для студентов
- Не забудьте опубликовать домашнее задание и не откладывайте его выполнение!
- Пишите комментарии к материалу урока — нам важно ваше мнение.
- Задавайте вопросы по теме занятия, получайте ответы на них от специалистов и дачников-практиков.
- Участвуйте в обсуждениях, отвечайте на вопросы, делитесь своим опытом.
- Если занятие было для вас полезным, поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях; возможно, эта информация им тоже пригодится.
Вопросы к уроку
Задавайте вопросы, помогайте советами другим ученикам и вам будут начислены дополнительные баллы
http://znaew.ru/index.php/uchebnye-materialy-po-tekhnologii-dlya-devochek-5-klass/8222-30-zashchita-komnatnykh-rastenij-ot-boleznej-i-vreditelej
https://7dach.ru/Agrofirma_POISK/osnovy-effektivnoy-zaschity-ot-vrediteley-i-profilaktiki-bolezney-ogorodnyh-kultur-181881.html