Содержание
Занимательные эксперименты для детей «Опыты с растениями»
Опыты по окружающему миру с растениями. Докажем, что …. Выясним какая среда самая благоприятная и многое другое… Советую создать дневник наблюдения, в который вы будет записывать или зарисовывать ваши наблюдения…
Опыты по теме «Растение и среда»
С водой и без воды
Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Оборудование: два одинаковых растения (бальзамин), вода.
Ход опыта: Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.)?
Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисуете в течение одной недели. Делаем вывод ….. Да, растения без воды жить не могут.
На свету и в темноте
Цель : определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Оборудование : лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Ход опыта : Выясним, с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрываем часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовываем результат опыта через 7—10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убираем колпак. Через 7—10 дней вновь зарисовываем результат (лук на свету позеленел — значит в нем происходит фотосинтез (питание)).
В тепле и в холоде
Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений.
Оборудование : зимние или весенние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, цветы с клумбы с частью почвы (осенью); модель зависимости растений от тепла.
Ход опыта : Почему на ветках на улице нет листьев? (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагаю внести ветки в помещение. Наблюдаем за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовываем.
Вывод : Для жизни и роста растениям нужно тепло.
А как скорее увидеть первые весенние цветы? (внести их в помещение, чтобы им стало тепло). Выкапывайте корневище мать-и-мачехи с частью почвы, перенесите в помещение, наблюдайте за временем появления цветов в помещении и снаружи (в помещении цветы появляются через 4— 5 дней, на улице — через одну-две недели). Вывод: холодно — растения растут медленно, тепло — растут быстро.
Как же продлить лето для цветов? (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, для того чтобы не повредить их). Наблюдайте за изменением цветов в помещении и на клумбе (на клумбе цветы завяли, замерзли, погибли; в помещении — продолжают цвести).
Кому лучше?
Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Оборудование : два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.
Ход опыта: Определите, могут ли растения долго жить без почвы? (не могут); где они лучше растут — в воде или в почве?
Поместите черенки герани в разные емкости — с водой, землей. Наблюдайте за ними до появления первого нового листочка;
Вывод: у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.
Как быстрее?
Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Оборудование: веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.
Ход опыта: Определите, нужно ли растениям удобрение, и выберите разный уход за растениями: одно — поливайте обычной водой, другое — водой с удобрениями.
Для удобства пометьте емкости разными символами. Наблюдайте до появления первых листочков, следите за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее).
Вывод: в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет.
Где лучше расти?
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком
Ход опыта: Выберите почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2—3 недель (в глине растение не растет, в черноземе — растению хорошо). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост).
Почему цветы осенью вянут?
Цель: установить зависимость роста растений от температуры, количества влаги.
Оборудование: горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.
Ход опыта: Перед поливом измерьте температуру воды (вода теплая), полейте оставшийся от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Наблюдайте за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охладите воду с помощью снега, измерьте температуру (стала холоднее), полейте — вода в трубку не поступает.
Вывод: Осенью цветы вянут, хотя воды много, так как корни не всасывают холодную воду.
Что потом?
Цель: систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Оборудование: семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.
Ход опыта: Во что превращаются семена? В течение лета выращивайте растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сбора плодов сравните свои зарисовки, составьте общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко- росток — взрослое растение — цветок — плод.
Что есть в почве?
Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (плодородие почвы от гниения растений).
Оборудование: комочек земли, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.
Ход опыта: Рассмотрите лесную почву и почву с участка. С помощью лупы определите, где какая почва (в лесной много перегноя). Выясните, на какой почве лучше растут растения, почему? (в лесу растений больше, в почве больше питания для них).
Вместе со взрослым (!) сожгите лесную почву в металлической тарелочке, обратите внимание на запах при сгорании. Попробуйте сжечь сухой лист. Определите, что делает почву богатой? (в почве леса много перегнившей листвы). Обсудите состав почвы города. Как узнать, богатая ли она? Рассмотрите ее с помощью лупы, сожгите на тарелочке.
Что у нас под ногами?
Цель: подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.
Оборудование: почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная емкость (стакан), ложка или палочка для размешивания.
Ход опыта: Рассмотрите почву, найдите в ней остатки растений. Пусть взрослый нагреет почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Выясните, почему стекло запотело? (в почве есть вода). Продолжайте нагревать почву, попробуйте определить по запаху дыма, что находится в почве? (питательные вещества: листья, части насекомых). Затем почву нагрейте до исчезновения дыма. Выясните, какого она цвета? (светлая), что из нее исчезло? (влага, органические вещества). Высыпьте почву в стакан с водой, перемешайте. После оседания в воде частиц почвы, рассмотрите осадок (песок, глина). Почему в лесу на месте костров ничего не растет? (выгорают все питательные вещества, почва становится бедной).
Где дольше?
Цель: выяснить причину сохранения влаги в почве.
Оборудование : горшки с растениями.
Ход опыта: Полейте почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставьте один горшок на солнце, другой — в тень. Объясните, почему в одном горшке почва сухая, в другом — влажная (на солнце вода испарилась, а в тени — нет). Решите задачу: над лугом и лесом прошел дождь; где земля дольше останется влажной и почему? (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца).
Хватает ли света?
Цель: выявить причину того, что в воде мало растений.
Оборудование: фонарик, прозрачная емкость с водой.
Ход опыта: Обратите внимание на комнатные растения, расположенные около окна. Где растения растут лучше — около окна или вдали от него, почему? (те растения, что ближе к окну, — им больше достается света). Рассмотрите растения в аквариуме (пруде), определите, будут ли расти на большой глубине водоемов растения? (нет, свет через воду проходит плохо). Для доказательства подсветите фонариком воду, уточните, где растениям лучше? (ближе к поверхности воды).
Где растения быстрее получат воду?
Цель : выявить способность разных почв пропускать воду.
Оборудование: воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, почва из леса и с тропинки.
Ход опыта: Рассмотрите почвы: определите, где лесная, а где — городская. На дно воронки положите вату, затем исследуемую почву, поставьте воронку на емкость. Отмерьте одинаковое количество воды для той и другой почвы. По стеклянной палочке в центр воронки медленно влейте воду до появления воды в емкости. Сравните количество жидкости. Через лесную почву вода проходит быстрее, лучше впитывается.
Вывод: растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе.
Вода — это хорошо или плохо?
Цель: выделить из многообразия растений водоросли.
Оборудование: аквариум, элодея, ряска, лист комнатного растения.
Ход опыта: Рассмотрите водоросли, выделите их особенности и разновидности (растут полностью в воде, на поверхности воды, в толще воды и на суше). Попробуйте изменить среду обитания растения: лист бегонии опустите на воду, элодею поднимите на поверхность, ряску опустите в воду. Наблюдайте, что происходит? (элодея сохнет, бегония загнивает, ряска сворачивает лист).
Бережливые растения
Цель: Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.
Оборудование: Растения: фикус, сансевьера, фиалка, диффенбахия, лупа, целлофановые пакетики.
Ход опыта: Докажите, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Самостоятельно выберите растения, которые, по вашему мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Выполните опыт: наденьте на лист целлофановый пакет, наблюдайте за появлением влаги внутри него, сравните поведение растений. Вывод: листья этих растений испаряют мало влаги.
Почему меньше?
Цель : Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.
Оборудование: стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.
Ход опыта: Выясните, какие из растений смогут жить в джунглях, лесной зоне, саванне.
Возможно, вы считаете, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу — обычные растения; в саванне — растения, накапливающие влагу. Ок, докажем.
Налейте одинаковое количество воды в колбы, поместите туда растения, отметьте уровень воды; через один-два дня отметьте изменение уровня воды. Вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги — они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко.
Какие корни у растений тундры?
Цель: понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.
Оборудование: пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.
Ход опыта: Назовите особенности почвы в тундре… Да, мерзлота. Выясните, какими должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте. Поместите проращённые бобы на толстый слой влажной ваты, прикройте влажной тканью, поставьте на холодный подоконник, наблюдайте в течение недели за ростом корней, их направлением. Вывод: в тундре корни растут в стороны, параллельно поверхности земли.
Опыты по теме «Лист»
Может ли растение дышать?
Цель : выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Ход опыта: Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Вы знаете, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания как и у человека. Вот и начало опыта проведем сами на себе. Попробуйте сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином. Теперь попробуйте подышать через эту трубочку. Да, вазелин не пропускает воздух.
Выдвинем гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смажьте одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Через неделю сделайте вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Как дышат растения?
Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Оборудование: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа
Ход опыта: Узнаем, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Как нам обнаружить воздух? рассмотреть срез стебля через лупу (есть отверстия), погрузить стебель в воду (наблюдать выделение пузырьков из стебля). И проведем еще опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:
- налить в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см;
- вставить лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазать пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
- здесь же проделать отверстие для соломинки и вставить ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепить соломинку пластилином;
- выгнать из бутылки воздух — через соломинку втянуть воздух.
Из погруженного в воду конца стебля начнут выходить пузырьки воздуха. Вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
Какой газ выделяет растение на свету?
Цель: установить, что растение при фотосинтезе выделяет кислород.
Оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Ход опыта: Почему в лесу так легко дышится?…. Да, конечно, растения выделяют кислород, необходимый для дыхания человека. Предположение докажем опытом: поместите внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Поставьте в теплое, светлое место. Через 1—2 суток ответьте на вопрос: как узнать, накопился ли в банке кислород? (кислород горит, значит можно поднести туда горящую спичку). Наблюдайте за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Вывод: растения нужны животным и человеку для дыхания.
Во всех ли листьях происходит фотосинтез?
Цель: доказать, что фотосинтез происходит во всех листьях.
Оборудование: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.
Ход опыта: Выясним, происходит ли фотосинтез в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Поместите лист в кипящую воду, через 5—7 минут его рассмотреть, зарисовать результат. (Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску). Вывод: в листе происходит фотосинтез.
Лабиринт
Цель: уставить наличие фототропизма у растений.
Фототропи́зм (от греч. свет и поворот) — изменение направления роста органов растений, в зависимости от направления падающего света.
Оборудование : картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном — отверстие.
Ход опыта: В коробку поместите клубень, закройте ее, поставив в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Откройте коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассмотрите их направление, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставьте коробку открытой, продолжайте в течение недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).
В погоне за светом
Цель: установить, как растение двигается в направлении источника света.
Оборудование: два одинаковых растения (бальзамин, колеус).
Ход опыта: Обратите внимание, что листья растений повернуты в одном направлении. Установите растение к окну. Обратите внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обратите внимание, что все листья потянулись к свету. Переверните растение на 180 градусов. Отметьте направление листьев. Наблюдайте еще дня три, отметьте изменение направления листьев (они опять повернулись к свету). Результаты зарисуйте.
Происходит ли фотосинтез в темноте?
Цель: доказать, что фотосинтез в растениях происходит только на свету.
Оборудование: комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.
Ход опыта: Загадка: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Преверим опытом: часть листа заклейте пластырем, растение поставьте к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимите. Вывод: без света фотосинтеза в растениях не происходит.
Фабрика питания
Цель: определить, что растение может само себя обеспечить питанием.
Оборудование: горшок с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.
Ход опыта: Внутрь прозрачной большой емкости поместите черенок растения в воде или небольшой горшочек с растением. Почву полить. Емкость герметично закрыть крышкой, поставьте в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдайте за растением. Выясните, почему оно не погибло (растение продолжает расти: на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают). Вывод: Растение кормит само себя.
Испарение влаги с листьев растений
Цель: проверить, куда исчезает вода с листьев.
Оборудование: растение, целлофановый пакетик, нить.
Ход опыта: Рассмотрите растение, как движется вода из почвы к листьям? (от корней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать? (вода с листьев испаряется). Предположение проверим, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение поставьте в теплое светлое место. Заметьте, что внутри пакетик «запотел». Спустя несколько часов, снимите пакетик, в котором вы обнаружите воду. Откуда она появилась? (испарилась с поверхности листа), почему не видно воды на остальных листьях? (вода испарилась в окружающий воздух).
Почему меньше?
Цель: установить зависимость количества испаряемой воды от величины листьев.
Оборудование: стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.
Ход опыта: Срежьте черенки для дальнейшей посадки, поместите их в колбы. Налейте одинаковое количество воды. Через один-два дня проверьте уровень воды в каждой колбе. Почему он неодинаков? (растение с крупными листьями поглощает и испаряет больше воды).
Бережливые растения
Цель: установить зависимость между структурой поверхности листьев (плотность, опушение) и потребностью их в воде.
Оборудование: фикус, сансевьера, диффенбахия, фиалка, бальзамин, целлофановые пакеты, лупа.
Ход опыта: Почему фикус, фиалка и некоторые другие растения не требуют много воды? Проведем опыт: наденьте на листья разных растений целлофановые пакетики, плотно закрепите, наблюдайте за появлением влаги в них, сравните количество влаги при испарении с листьев разных растений (диффенбахия и фикус,фиалка и бальзамин).
Вывод: фиалку поливать часто не надо: опушенные листья не отдают, сохраняют влагу; плотные листья фикуса тоже испаряют меньше влаги, чем листья такого же размера, но неплотные.
Что чувствуешь?
Цель: выяснить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.
Оборудование: губка, смоченная водой.
Ход опыта: Попрыгайте немножко… Что вы чувствуют при прыжке? (жарко); когда жарко, что происходит? (пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Представьте, что рука — листочек, с которого испаряется вода; смочите губку в воде и проведите ею по внутренней поверхности предплечья. Какие ощущения? (почувствовали прохладу). Что происходит с листьями, когда из них испаряется вода? (они охлаждаются).
Что изменилось?
Цель: доказать, что при испарении воды с листьев происходит их охлаждение.
Оборудование: термометры, два кусочка ткани, вода.
Ход опыта: Рассмотрите термометр, отметьте показания. Заверните термометр в мокрую ткань и положите в теплое место. Через 5—10 минут проверьте, почему температура понизилась? (при испарении воды из ткани происходит охлаждение).
Много — мало
Цель : выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.
Оборудование: три растения: одно — с крупными листьями, второе — с обычными листьями, третье — кактус; целлофановые пакетики, нитки.
Ход опыта: Почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими? Выберите три растения с разными по величине листьями. Проведем опыт. Наденьте пакетики на листья, закрепите, наблюдайте за изменениями в течение суток; сравните количество испаряемой жидкости. Сделайте вывод (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать).
Опыты по теме «Корень»
Нужен ли корням воздух?
Цель : выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.
Оборудование : емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.
Ход опыта: Почему одно растение растет лучше другого? Рассмотрите и определите, что в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Докажем. Погрузите одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточните, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместите в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетайте воздух к корешкам, вторую оставьте без изменения, в третью — на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдайте за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делаем выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовываем результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
В каком направлении растет корешок?
Цель: выяснить, куда направлен рост корешка при прорастании семени.
Оборудование: стакан, фильтровальная бумага, семена гороха.
Ход опыта: Возьмите стакан, полоску фильтровальной бумаги и сверните из нее цилиндр. Вставьте цилиндр в стакан так, чтобы он прилегал к стенкам стакана. С помощью иглы поместите несколько набухших горошин между стенкой стакана и бумажным цилиндром на одной высоте. Затем налейте на дно стакана немного воды и поставьте в теплое место. Через некоторое время наблюдайте появление корешков. Куда направлены кончики корней? Почему так происходит?
Зарывающийся корешок
Цель: доказать, что корни всегда растут вниз.
Оборудование: цветочный горшок, песок или опилки, семянки подсолнечника.
Ход опыта: Положите в цветочный горшок на влажный песок или опилки несколько замоченных в течение суток семянок подсолнечника. Прикройте их кусочком марли или фильтровальной бумаги. Наблюдайте за появлением корешков и их ростом. Делайте выводы.
Почему корень меняет свое направление?
Цель: показать, что корень может менять направление роста.
Оборудование: консервная банка, марля, семена гороха
Ход опыта: В небольшое решето или невысокую консервную банку, у которой удалено дно и затянуто марлей, положите десяток набухших горошин, засыпьте их сверху слоем в 2-3 см влажных опилок или земли и поставьте над миской с водой. Как только через отверстия марли проникнут корешки, поставьте решето наклонно к стенке. Через несколько часов вы увидите, что кончики корешков изогнулись в сторону марли. На 2-3 день все корешки будут расти, прижавшись к марле. Как вы это объясните? (Кончик корня очень чувствителен к влаге, поэтому, оказавшись в сухом воздухе, он изгибается в сторону марли, где находятся влажные опилки).
Для чего нужны корни?
Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.
Оборудование: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.
Ход опыта: Рассмотрите черенки бальзамина или герани с корешками, выясним, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), всасывают ли они воду. Проведем опыт: поместите растение в прозрачную емкость, отметьте уровень воды, плотно закройте емкость крышкой с прорезью для черенка. Определите, что произошло с водой спустя несколько дней? (воды стало мало). Да, через через 7—8 дней воды стало меньше. Вывод: идет процесс всасывания воды корнями.
Как увидеть движение воды через корни?
Цель: доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.
Оборудование: черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Ход опыта: Рассмотрите черенки герани или бальзамина с корешками, уточните функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корни из земли? Рассмотрите пищевой сухой краситель — «питание», добавьте его в воду, размешайте. Что должно произойти, если корни могут забирать не только воду? (корни должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта зарисуйте в дневнике наблюдений. Что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества? (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).
Живой кусочек
Цель : установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.
Оборудование: плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла, алгоритм деятельности
Ход опыта: Есть ли в корнеплодах запас питательных веществ? Возьмите корнеплод, определите его название. Затем поместите корнеплод в теплое светлое место, наблюдайте за появлением зелени, зарисуйте (корнеплод дает питание для листьев, которые появляются). Обрежьте корнеплод до половины высоты, поместите в плоскую емкость с водой, поставьте в теплое светлое место. Наблюдайте за ростом зелени, зарисуйте результат наблюдения. Наблюдение продолжайте, пока зелень не начнет вянуть. А теперь рассмотрите корнеплод (он стал мягким, вялым, невкусным, в нем мало жидкости).
Куда тянутся корни?
Цель: установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.
Оборудование: два растения в горшках с поддоном
Ход опыта: Полейте два растения по-разному: циперус — в поддон, герань — под корешок. Через некоторое время обратите внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассмотрите герань и выясните, почему в поддоне у герани не появись корешки? (корни не появились, так как они притягиваются водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне).
Необычные корни
Цель: выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.
Оборудование: Сциндапсус, прозрачная с плотной крышкой емкость с водой на дне, решетка.
Ход опыта: Почему в джунглях есть растения с воздушными корнями? Рассмотрите растение сциндапсус, найдите почки — будущие воздушные корни, поместите черенок на решетку в емкость с водой, закройте плотно крышкой. Наблюдайте в течение месяца за появлением «тумана», а затем капель на крышке внутри емкости (как в джунглях). Рассмотрите появившиеся воздушные корни, сравните с другими растениями.
Опыты к занятиям по теме «Стебель»
В каком направлении растет стебель?
Цель: выяснить особенности роста стеблей.
Оборудование: брусок, иголки, стеклянная банка, семена гороха
Ход опыта : 2-3 проростка гороха со стеблем и двумя первыми листочками прикрепите к деревянному брусочку. Через несколько часов вы увидите, что стебелек изогнулся вверх. Вывод: стебель, как и корень, обладает направленным ростом.
Движение растущих органов растения
Цель : выяснить зависимость роста растений от света.
Оборудование: 2 цветочных горшка, зерна овса, ржи, пшеницы, 2 картонные коробки.
Ход опыта: В два маленьких цветочных горшка, наполненных влажными опилками, посейте по два десятка зерен. Один горшок прикройте картонной коробкой, другой горшок закройте такой же коробкой с круглым отверстием на одной из стенок. На следующем занятии снимите коробки с горшков. Вы заметите, что проростки овса, которые были прикрыты картонной коробкой с отверстием, будут наклонены в сторону отверстия; в другом горшке проростки не наклонятся.
Можно ли из одного семени вырастить растение с двумя стеблями?
Цель: познакомить обучающихся с искусственным получением двухстебельного растения.
Оборудование: цветочный горшок, семена гороха.
Ход опыта: Возьмите несколько горошин и посейте их в ящик с землей или в небольшой цветочный горшок. Когда появятся проростки, острой бритвой или ножницами срежьте стебельки их у самой поверхности почвы. Через несколько дней появятся два новых стебелька, из которых разовьются два стебля гороха.
Новые побеги появляются из пазух семядолей. Это можно проверить, вынув аккуратно проростки из почвы. Искусственное получение двухстебельных растений имеет и практическое значение. Например, можно получить двухкочанную капусту, которая даст больший урожай, чем однокочанная.
Как растет стебель?
Цель : наблюдение за ростом стебля.
Оборудование: кисть, чернила, проросток гороха или фасоли
Ход опыта: Рост стебля можно наблюдать с помощью меток. Кистью или иглой нанесите на стебелек проросшего гороха или фасоли метки на одинаковом расстоянии друг от друга. Проследите, через какое время, на какой части стебля раздвинутся метки.
По какой части стебля происходит передвижение воды от корней к листьям?
Цель: доказать, что вода в стебле продвигается по древесине.
Оборудование: отрезок стебля, красные чернила.
Ход опыта: Веточку комнатного растения фуксии или традесканции поставить в банку с водой, воду слегка подкрасить красными чернилами или обыкновенной синькой, или пищевыми красителями (краска для пасхальных яиц). Через несколько дней увидите, жилки листьев окрасились в розовый или синий цвет. Затем разрежьте вдоль кусочек веточки и посмотрите, какая ее часть окрасилась. Какой вывод вы сделаете из этого опыта?
Как по стеблям
Цель : показать процесс прохождения воды по стеблям.
Оборудование : трубочки для коктейля, минеральная (или кипяченая) вода, емкость для воды.
Ход опыта: Рассмотрите трубочку. Трубочка может проводить воду, так как в ней есть отверстия, как в стеблях. Погрузив один конец трубочки в воду, пробуйте легко потянуть в себя воздух из другого конца трубочки; наблюдают за движением воды вверх.
Запасливые стебли
Цель: выявить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.
Оборудование: губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой, глубокая емкость с водой
Ход опыта: Рассмотрите брусочки разных пород дерева через лупу, расскажите об их разной степени впитывания (у некоторых растений стебель может впитывать воду так же, как губка). В разные емкости налейте одинаковое количество воды. В первую опустите бруски, во вторую — губки, оставьте на пять минут. Куда больше впитается воды? (в губку — в ней больше места для воды). Наблюдаем за выделением пузырьков. Проверяем бруски и губки в емкости. Почему во второй емкости нет воды (вся впиталась в губку). Приподнимите губку, из нее капает вода. Объясните, где дольше сохранится вода? (в губке, так как воды в ней больше). Предположения проверьте до высыхания бруска (1—2 часа).
Опыты по теме «Семена»
Много ли воды впитывают семена?
Цель: выяснить, какое количество влаги впитывают прорастающие семенами.
Оборудование: Мерный цилиндр или стакан, семена гороха, марля
Ход опыта: В мерный цилиндр на 250 мл налейте 200 мл воды, затем семена гороха положите в марлевый мешочек, завяжите ниткой так, чтобы остался конец ее длиной 15—20 см, и аккуратно опустите мешочек в цилиндр с водой. Чтобы из цилиндра не испарялась вода, необходимо завязать его сверху промасленной бумагой. На следующий день необходимо снять бумагу и за конец нитки вынуть мешочек с набухшим горохом из цилиндра. Дайте стечь воде с мешочка в цилиндр. Сколько воды осталось в цилиндре? Сколько воды впитали в себя семена?
Велика ли сила давления набухающих семян?
Цель : выяснить силу набухающих семян.
Оборудование: мешочек из ткани, колба, семена гороха.
Ход опыта: Насыпьте в небольшой мешочек семена гороха, крепко завяжите его и опустите в стакан или в банку с водой. На другой день вы обнаружите, что мешочек не выдержал давление семян — он лопнул. Почему это произошло? …. Это говорит о том, что сила набухающих семян велика.
Какую тяжесть могут поднять набухающие семена?
Цель: выяснить силу набухающих семян.
Оборудование: консервная банка, гиря, горох.
Ход опыта: Насыпьте в высокую консервную банку с отверстиями на дне одну треть семян гороха; поставьте ее в кастрюлю с водой, так, чтобы семена оказались в воде. Положите на семена кружок из жести и сверху поставьте гирю или любой другой груз. Наблюдайте, какую тяжесть могут поднять набухающие семена гороха. Результаты фиксируйте в дневнике наблюдений.
Дышат ли прорастающие семена?
Цель: доказать, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.
Оборудование: стеклянная банка или бутылка, семена гороха, лучина, спички.
Ход опыта: В высокую, с узким горлом бутылку насыпьте «наклюнувшиеся» семена гороха и плотно закройте пробкой. До следующего занятия предположите о том, какой газ могли выделить семена и как это доказать? Откройте бутылку и докажите наличие углекислого газа в ней с помощью горящей лучины (лучина погаснет, т.к. углекислый газ подавляет горение).
Выделяется ли при дыхании семян тепло?
Цель: доказать, что при дыхании семена выделяют тепло.
Оборудование: пол-литровая бутылка с пробкой, семена гороха, термометр.
Ход опыта: Возьмите пол-литровую бутылку, наполните ее чуть «наклюнувшимися» семенами ржи, пшеницы или гороха и заткните пробкой, через отверстие пробки вставьте химический термометр для измерения температуры воды. Затем бутылку оберните плотно газетной бумагой и поставьте в небольшой ящик, чтобы избежать потери тепла. Через некоторое время вы будете наблюдать повышение температуры внутри бутылки на несколько градусов. Объяснить причину повышения температуры семян….
Вершки—корешки
Цель : выяснить, какой орган раньше появляется из семени.
Оборудование: бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные ёмкости, зарисовка с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности.
Ход опыта: Выберите любые из предложенных семян, создайте условия для прорастания (теплое место). В прозрачную емкость положите плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками поместите замоченные бобы (горох, фасоль); салфетку постоянно увлажняйте. Ежедневно наблюдайте в течение 10—12 дней за происходящими изменениями: из боба сначала появится корешок, затем стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег — увеличиваться.
Опыты по теме «Размножение растений»
Такие разные цветы
Цель : установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
Оборудование: сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.
Ход опыта: Рассмотрите цветы, опишите их. Выясните, где у цветка может быть пыльца, и найдите ее ватным шариком. Рассмотрите цветущие сережки березы (это тоже цветы) через лупу, постарайтесь обнаружить сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям? (пчелы летят за нектаром и опыляют растение).
Как пчелы переносят пыльцу?
Цель: выявить, как происходит процесс опыления у растений.
Оборудование: ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа
Ход опыта: Рассмотрите строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками). Представьте, что ватные шарики — это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасайтесь шариками к цветам. После прикосновения на них остается «пыльца». Так как насекомые могут помочь растениям в опылении? (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца).
Опыление с помощью ветра
Цель: установить особенности процесса опыления растений с помощью ветра.
Оборудование: два полотняных мешочка с мукой, бумажный веер или вентилятор, сережки березы.
Ход опыта: Какие цветы у березы, ивы, почему к ним не летят насекомые? (они очень мелкие, для насекомых не привлекательны; когда они цветут, насекомых мало). Выполните опыт: потрясите мешочками, наполненными мукой — «пыльцой». Выясните, что нужно, чтобы пыльца попала с одного растения на другое (растения должны расти близко или кто-то должен перенести на них пыльцу). Используют веер или вентилятор для «опыления».
Зачем плодам крылышки?
Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Оборудование: плоды-крылатки, ягоды; вентилятор или веер.
Ход опыта: Рассмотрите плоды, ягоды и крылатки. Что помогает рассеяться семенам-крылаткам? Наблюдайте за «полетом» крылаток. Теперь попробуйте убрать у них «крылышки». Повторите опыт, используя вентилятор или веер. Почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семена на большие расстояния).
Зачем одуванчику «парашютики»?
Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Оборудование: семена одуванчика, лупа, вентилятор или веер.
Ход опыта: Почему одуванчиков так много семян? Рассмотрите растение с созревшими семенами, сравните семена одуванчика с другими по весу, наблюдайте за полетом, за падением семян без «парашютиков», делайте вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко).
Зачем репейнику крючки?
Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Оборудование: плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов.
Ход опыта: Кто поможет репейнику разбросать свои семена? Разломайте плоды, найдите семена, рассмотрите их через лупу. Уточните, сможет ли им помочь ветер? (плоды тяжелые, нет крылышек и «парашютиков», поэтому ветер их не унесет). Определите, захотят ли их есть животные? (плоды жесткие, колючие, невкусные, коробочка твердая). Используйте кусочки меха и ткани, продемонстрируйте, как происходит распространение семян (плоды колючками цепляются за мех, ткань).
8 самых прибыльных растений для выращивания в 2021 году
Выращивание растений с целью получения прибыли — отличный способ превратить свои садовые навыки в деньги. В то время как большинство из нас сразу же подумает о помидорах или зелени для салата, мы взглянули на ситуацию нестандартно и даже узнали мнение опытных садоводов
Какие культуры, по вашему мнению, наиболее прибыльны для выращивания и продажи в условиях бесконечной удаленки и острой экономии?
Если задуматься, в 2021 году речь может идти не только о получении чистой прибыли и создания собственного питомника. Часть растений мы ежегодно покупаем в сад, а ведь могли бы подождать два года и вырастить их из черенка. В течение лета то и дело захватываем по дороге в гости цветущую гортензию в горшке — это же клевый подарок, но вырастить гортензии из черенков легче легкого, и это будет существенной экономией расходов. Если в вашем рационе присутствует свежая зелень круглый год, то поверьте — выращивание микрозелени вас практически озолотит:) Расходы копеечные, а отдача мгновенная.
Что нужно учитывать, делая ставку на растения
Решение о том, какие культуры подходят для вашей ситуации, будет зависеть от множества различных факторов, помимо очевидных, таких как климат и почва, стартовый капитал и ваш талант в выращивании чего-либо (и последующей реализации, конечно). Важно, чтобы выбранное направление соответствовало вашим навыкам, рынку и затратам времени. Подумайте для начала:
1) Какова денежная стоимость единицы продукта?
Это не единственный показатель, который следует учитывать, но чем больше вы сможете продать, теоретически вам придется выращивать его меньше, чтобы получить такой же доход, как и при выращивании большего количества растений с более низкой стоимостью. В этом смысле не всем подходит выращивание рассады овощей на продажу и, скажем, очень сезонных растений: цветущих тюльпанов к 8 Марта, корейских хризантем и гладиолусов на осенние букеты.
Однако вам придется дотошно просчитать стоимость производства, затраченное время и любые инвестиции, которые могут потребоваться — от семечка до транспортных издержек.
2) Как вы будете продавать продукцию?
Вы получите самую высокую цену, если сможете продавать товары напрямую клиентам или производить товары с добавленной стоимостью. Заранее продумайте вопросы сбыта. Если это продажа цветущих растений, для начала нужно раскрутить свою страницу в соцсетях (пока в этом направлении лучше себя зарекомендовал Инстаграм и ВК), собрать предварительные заказы. Однако заниматься маркетингом и продажами самому довольно сложно. Яблоки и овощи, к примеру, очень трудно продать по самой высокой цене, если год выпадет урожайным. По мере увеличения масштабов вам, вероятно, придется подумать о продаже, по крайней мере частично, оптовикам и получении более низкой цены в обмен на объем, который они могут купить.
3) Какой цикл роста?
Чем больше раз в год вы сможете что-то предлагать, тем лучше. Некоторым культурам, которые мы опишем ниже, требуется всего две недели для достижения товарного вида, и их можно выращивать каждую неделю в году. Однако декоративные культуры часто требуют большего внимания и затрат времени, поэтому в зависимости от вашей ситуации вам могут подойти более медленно растущие культуры, которые заботятся о себе сами (например, туи и гортензии из черенков).
4) Какая доходность?
Это особенно необходимо оценить, если у вас мало места. Но если у вас большой участок земли, вы можете рассмотреть преимущества частного питомника. Кстати, на небольшой площади вы можете смотреть в сторону грибов или микрозелени, или, возможно, подращивать готовые кассеты для вертикального озеленения из мха и суккулентов.
Зеленые стены — актуальное направление для бизнеса
5) Насколько трудоемко выращивать урожай?
Это большой вопрос. Урожай может продаваться по высокой цене, но такая высокая цена может отражать тот факт, что он требует больших затрат труда. В 2021 году многие будут выращивать собственные овощи, в том числе в теплицах. Так что спрос на готовую продукцию может снизиться, и ваши усилия не вознаградятся.
6) Какова ваша цель?
Наконец, вам следует сделать главный шаг и подумать, к чему вы стремитесь. Определите, какую сумму вы хотите иметь летом, а какую в несезон. Какой спрос вы реально сможете покрыть и кому конкретно нужно то, что вы выращиваете. Если в своем дачном товариществе вы один на всю округу, к кому вечно бегают за деленками и корешками, может имеет смысл в этом году выставить расценки?:)
И если разматывать клубок рассуждений дальше, то наш список прибыльных растений выглядит так.
8 прибыльных растений для выращивания
1 Грибы (совсем не растения, но на них будет спрос).
Для начала попробуйте вырастить вешенки в домашних условиях. Когда вы столкнетесь с продавцами мицелия и готовых субстратов (грибниц), вы согласитесь с нами, что выращивание грибов может быть удивительно прибыльным. После сбора грибы хранятся недолго, и их сложно доставить по стране, поэтому местные производители имеют преимущество перед более крупными коммерческими предприятиями. Следует рассмотреть несколько различных каналов продаж, включая продажу напрямую поварам и ресторанам.
2 Микрозелень
Это тренд и 2020, и 2021 года. Мы решили обсудить микрозелень сразу после грибов, потому что во многом они очень похожи: обе культуры являются одними из самых прибыльных с точки зрения откатов на квадратный метр. Главное, найдите покупателя. Не стесняйтесь, напишите в рестораны, фуд блогерам, фермерам. Вы можете начать выращивать всего 5 или 6 лотков с зеленью в свободной комнате или подвале и сразу же начать зарабатывать — от посева до сбора урожая микрозелени требуется всего 2 недели.
По мере увеличения масштаба вы, вероятно, захотите начать использовать стеллажи. Таким образом, вы можете выращивать ее при флуоресцентном освещении, располагая до 4 рядов микрозелени друг над другом.
Без микрозелени сейчас не обходится ни один ресторан
Практически любой обычный овощ или траву можно выращивать как микрозелень, мы рекомендуем начать с более распространенных видов, таких как ростки подсолнечника, редиса и гороха, прежде чем пробовать более экзотические овощи.
3 Женьшень
Тут все дело в медленно растущем лекарственном корне, который используется в традиционной медицине на протяжении тысячелетий. Женьшень используется в азиатских рецептах, также входит в состав травяных чаев и энергетических напитков. Это скорее долгосрочная инвестиция. Пройдет шесть лет после посадки, прежде чем вы сможете собрать зрелые корни женьшеня, но и цена на них ого-го. В небольших масштабах его можно выращивать под лесным покровом практически бесплатно.
4 Лаванда
С потеплением климата лаванда в контейнерах сильно потеснила другие цветущие растения в оформлении открытых веранд, в городском озеленении, как компаньон в цветниках. При этом по-прежнему рынок лаванды недостаточно обслуживается. Посейте ее в этом году, и через два года у вас будут достойные цветущие экземпляры. Лаванда — чрезвычайно универсальная культура. Ее цветы можно продать в свежем виде или сушеными, обратившись к флористам.
Разведение лаванды станет еще более актуальным в 2021 году
Из засушенных цветов также можно сделать цветочные композиции или венки, или продать их непосредственно мастерам или магазинам товаров для рукоделия.
5 Растения бонсай
Бонсай — это декоративный кустарник или дерево, выращенное в горшке. Рост корней ограничивают, чтобы искусственно тормозить достижение нормального размера. Если с дачей пока не срастается, попробуйте сыграть вдолгую. Лучшие образцы бонсай, особенно хвойные, стоят несусветно дорого.
Для выращивания бонсай не требуется много места, так как растения очень компактны. Чтобы начать, достаточно земли и семян. Главная инвестиция — знания и терпение, позволяющие превратить обычные саженцы в красивые растения.
6 Цветущие многолетники
Несмотря на то что выращивание цветов сегодня не так прибыльно, они все же могут быть в вашем приоритете, особенно если вы будете предлагать к продаже растения, способные к цветению в текущем сезоне. Вы можете выращивать разные луковицы, срезанные цветы, сушеные цветы и многое другое. Некоторые выгодные многолетники:
Группу цветущих растений мы попросили прокомментировать наших коллег.
Сергей Соболев, дизайнер, автор проекта квест-экскурсий «Ходилки Бродилки», садовник в палисаднике @sadvgorod:
— Пион (любые виды). Любим за фантастическое цветение, сохранение декоративности после оного, массу сортов и относительную простоту выращивания. Размножается и нарастает не быстро, потому даже отдельное растение выходит довольно дорогим.
Взрослые, готовые к цветению пионы (сразу в большом количестве) часто нужно ландшафтным дизайнерам
— Флокс метельчатый. Любим за бесконечные вариации палитры: отдельные цветки могут быть однотонными или многоцветными (с цветными полосками, мазками, серединками, внутренней «звёздочкой» или краями) и проявлять хамелеонные свойства в течение дня («синеющие» и «дымчатые» флоксы). Общее восприятие соцветий также разнится от сорта к сорту в зависимости от размера цветка (крупноцветковые — для букетов и парадных цветников, мелкоцветки — для НВ), и его формы (венчик может быть цельным колесом или пятигранником или демонстрировать отдельные «звёздчатые» лепестки; кроме того селекция стремится получить химеры — с увеличенным числом лепестков или лепестками особой формы — скрученными, нитеидными и т.п.).
Елена Кострова, ландшафтный дизайнер, коллекционер редких растений, www.exoticplant.org: «Сейчас на плаву стандартный набор — розы, хосты, пионы, лилейники, лилии, флоксы. Даже в кризис спрос на эти растения сохраняется, потому что они стабильно декоративные и все, кроме роз, живут и здравствуют при минимальном уходе десятки лет. С розами люди готовы возиться, потому что цветок розы — это классическое представление среднестатистического садовода о том, что такое красиво».
Сергей Калякин, ведущий канала «Сады и цветы» Яндекс-дзен, https://zen.yandex.ru/skalyakin: «Розы и клематисы, а также самые популярные многолетники: пионы, дельфиниумы, флоксы — будут продаваться всегда. В позапрошлом году я выставил на продажу излишки флоксов из моего подмосковного сада и был удивлен скоростью, с которой их раскупили. Причем не только сравнительно новые сорта, но и популярные и широко распространенные старые. Кроме того, всегда будет востребована ниша необычных и редких садовых многолетников. Также набирают популярность декоративные злаки, всё больше садоводов хотят украсить ими свои цветники».
Флоксы и эхинацеи — классика современных цветников
7 Хвойные растения
Любим мы их за постоянную декоративность и медленный рост. Многие хвойные легко размножаются черенкованием (можжевельники, туи, тиссы, ели), выращиваются из семян или прививкой. И если туями уже никого не удивишь, то популярность пихт только набирает обороты, а предложений не так много.
8 Гортензии
Эту группу растений можно и нужно было поставить на первое место, но мы потянули интригу. Ну какой еще кустарник цветет в нашем климате во второй половине лета, сохраняя декоративность осенью и даже зимой, при этом не требуя ухода и отлично зимуя? Все виды легко черенкуются, позволяя через два года получить достойную продукцию.
Сейчас в тренде компактные метельчатые гортензии и сорта с интенсивной малиновой осенней окраской
Просто нужно подумать о том, что лучше всего подойдет вам с точки зрения затрат времени, стоимости, условий выращивания и поиска рынка для сбыта продукции. Проведите небольшое исследование, сделайте выбор и начинайте. А мы ждем комментарии и ваши соображения!
Правильный уход за цветником
Для того чтобы растения в миксбордере, рабатке, рокарии или другой флористической группе на приусадебном участке весь сезон радовали глаз пышным цветением, придется приложить немало усилий. Существует немало агротехнических мероприятий по уходу за цветниками, которые нужно осуществлять в обязательном порядке, иначе все усилия, предпринятые при посадке, будут напрасными. Как же ухаживать за цветами на клумбе на протяжении теплого сезона и как подготовить их к зимним холодам?
Удобрение почвы в цветнике
На участке, где предполагается разбить цветник, может быть почва разного механического состава: глинистая, суглинистая, песчаная и супесчаная. В зависимости от состава почвам требуется различный уход. Глинистые почвы имеют плохую структуру: в них мало воздуха, вода с трудом проникает в нижние слои и застаивается. Корни растений дышат в ней с трудом. Для улучшения глинистой почвы осенью необходимо внести до 5 – 8 кг навоза и 5 – 6 кг торфа на 1 м. На вновь осваиваемом участке еще нужно внести крупнозернистый песок – до 8 – 10 кг на 1 м.
При правильном уходе за цветниками органические удобрения следует вносить под осеннюю перекопку почвы так, чтобы они попали на глубину 20 см в корнеобитаемый слой. Если не удалось внести органику осенью, то это следует сделать весной при перекопке почвы. Тяжелые почвы зимой уплотняются, поэтому надо перекопать их весной повторно, но на меньшую глубину, чем осенью.
Минеральные удобрения нужно вносить небольшими дозами по несколько раз за сезон, иначе высокая концентрация солей в почвенном растворе повредит растениям. В кислые почвы необходимо раз в 4 года вносить известь – до 0,4 – 0,6 кг на 1 м.
Супесчаные и песчаные почвы бедны: в них много песка, но мало пыли и ила. Они хорошо пропускают воду, с которой в нижние слои почвы уходят питательные вещества. Для улучшения супесчаных и песчаных почв нужно внести по 8 – 10 кг на 1 м навоза или компоста и столько же торфа. На песчаных почвах желательно добавлять глину для связки. Основное минеральное удобрение на песчаных и супесчаных почвах лучше вносить весной вместе с органикой.
Уход за однолетними цветами на клумбе
Нежные ростки однолетних цветов появляются в течение 1 – 2 недель – все зависит от погоды. Большинство однолетников зацветает уже в конце июня, их цветение способно продолжаться до морозов. Как нужно ухаживать за однолетниками на клумбе, чтобы они буйно цвели весь сезон? Такие растения нуждаются в своевременной прополке, поливе и рыхлении сеянцев – это нелегкая и рутинная работа. Следует очень внимательно проводить первую прополку, когда трудно отличить всходы сорняков от благородных ростков. Если же всходы растений растут очень густо, следует их проредить.
За неполные 3 теплых месяца однолетние цветы успевают вырасти, сформировать бутоны, отцвести и дать семена. Это очень тяжелая работа, которая требует от растений максимальной отдачи. Поэтому периодически нужно подкармливать их удобрениями.
Многие однолетние цветы размножаются семенами. Некоторые из них требуют раннего высева, они порадуют дачника цветением уже в первые теплые недели.
Некоторые из однолетников следует выращивать через рассаду. Эти цветы являются хорошим украшением дачи в течение всего лета. Появление всходов – главнейший период в жизни любого растения, в это время оно нуждается в оптимальном освещении. При недостатке света рассада вырастает слабой и бледной, иногда она погибает. Выращивая рассаду однолетников, нужно содержать ее на свету, чтобы она сильно не вытягивалась, но в более прохладном месте, чем при комнатной температуре. Цветы высаживают в грунт уже после периода вероятности весенних заморозков, иначе при низкой температуре рассада быстро погибнет.
Уход за двухлетними растениями в цветнике
Двухлетние цветы по своей природе – это многолетники. Однако максимальный декоративный эффект они дают на 2-й год после посева семян, поэтому их предпочитают выращивать только 2 года. Двухлетние цветы не столь популярны, как однолетники, но и они способны великолепно украсить клумбу. В первый год жизни эти цветочные растения дают только листья, а цветут они лишь на следующий год.
Из двухлетних цветов чаще высаживают виолу, незабудки, мальву, гвоздику, анютины глазки, маргаритки, турецкую гвоздику, гренадин и многие другие растения. Для весенней клумбы используют виолы, маргаритки и незабудки – все они цветут ранней весной. Гвоздики и мальвы цветут летом.
Семена двухлетних цветочных растений надо посеять в почву в мае. Затем пикировать всходы, в августе высадить на грядки сформировавшуюся рассаду уже на постоянное место. Чаще их высаживают возле строений под окнами: здесь они хорошо переносят зиму. Ранней весной цветы с грядок уже можно пересадить на клумбы. Чтобы ухаживать за двухлетними растениями в цветнике, нужно выполнять все те же агроприемы, что и при уходе за однолетниками: рыхлить и пропалывать почву, поливать и подкармливать.
Уход за многолетниками на клумбе
Многолетние цветочные растения имеют широкое распространение благодаря многим преимуществам перед 1-летними и 2-летними цветами. В то время как 1-летники цветут всего 2 – 3 месяца, многолетние растения цветут с ранней весны и до поздней осени. Их выращивание поглощает меньше времени и трудов. Многолетние культуры намного устойчивее к болезням и холодам, чем 1-летники. Большинство красиво цветущих многолетников обладает высокими декоративными качествами, в их числе астильба, ирисы, люпины, пионы, хризантемы и флоксы.
Некоторые многолетние цветы зимуют в помещении, однако среди них есть и такие, которые зимуют в грунте. В помещении зимуют георгины, гладиолусы, канна и другие многолетники. Их клубни хранят обычно при температуре около +5 °C в подвалах или гаражах. Во время хранения клубни необходимо периодически осматривать, сразу убирая больные. Слегка подгнившие клубни можно частично обрезать, а места подрезки присыпать древесным углем.
Те многолетние цветы, которые зимуют в открытом грунте, цветут на одном месте по несколько лет. Надземная часть этих растений отмирает осенью, а корень благополучно переживает зиму. Среди таких цветочных растений большой популярностью пользуются многолетние астры, ирисы, лилейники, лилии, люпины и многие другие.
В течение лета уход за многолетними растениями в цветнике почти не отличается от манипуляций с другими цветочными культурами: основные мероприятия по уходу падают на осень.
Ухоженный цветник осенью
Опытные садоводы начинают подготовку цветника к зиме задолго до наступления холодов, приступая к сезонному уходу с самых нежных и хрупких цветов. Прежде всего надо собрать семена с отцветающих летников. Хотя некоторые цветы, такие как настурция или календула, способны оставить самосев и вырасти самовольно в следующем году. Постепенно необходимо уменьшить полив цветов, помимо тех растений, которые еще цветут. Кроме того, нужно прекратить подкормки, чтобы не зарождались новые молодые побеги, плохо переносящие зимой нехватку света и тепла. Обязательно следует привести в порядок те цветочные горшки, которые освободились в конце лета, а весной понадобятся для новых посадок.
Постепенно требуется уносить в помещение некоторые многолетние растения, выставленные на веранду или на открытый воздух, которые плохо переносят холодные ночи августа и начала сентября. Зимовать в помещении будут алоэ, герань, пассифлора, примулы, фуксии и другие цветы в вазонах.
С начала сентября следует запасать семена таких однолетников, как: астры, бархатцы, бессмертники, календула и настурция. Семена василька, ибериса и маттиолы нужно собирать, когда коробочки начнут темнеть и подсыхать. Затем срезать растения под корень, разделить стебли на пучки, связать и подвесить под потолком, постелив под ними бумагу, чтобы на нее осыпались дозревшие семена. Собранные семена надо просушить при температуре 30 °С в духовке или жарочном шкафу, часто помешивая. Сушка семян необходима для того, чтобы они не заплесневели. Подработанные семена требуется пересыпать в пластиковые пакеты или стеклянные баночки с крышками. Хранить семена в бумажных пакетах не рекомендуется. На зиму семена следует убрать в прохладное место. Можно хранить их в холодильнике при температуре 4 – 5 °C. Для долгосрочного хранения семена нужно упаковать в фольгу и поместить в морозильник. Заморозка сохраняет всхожесть семян на срок до 15 лет.
В ухоженном цветнике все растения на зиму обрезаны. У зимующих однолетников, таких, как пионы, флоксы или хоста, надо обрезать стебли и засохшие листья, внести в почву компост или перегной по половине ведра на каждый 1 м посадки.
В целях подготовки растений к зиме необходимо прекратить в сентябре полив цветущих георгинов и регулярно удалять у них отцветшие соцветия. Если в начале месяца имеется угроза ранних ночных заморозков, то нужно окучить георгины на высоту 15 – 17 см для сохранения почки на корневой шейке.
При подготовке к зиме луковицы цветов-многолетников требуется выкопать из земли. Луковицы гладиолусов следует извлечь через 2 – 3 недели после того, как они отцветут. Лучше сделать это в тот момент, когда начнут желтеть листья. Если же позволяют климатические условия, луковицы гладиолусов можно выкопать и в третьей декаде сентября. Затем просушить луковицы на открытом воздухе, но только не на солнце, завернуть в бумагу и убрать на хранение в нехолодное помещение.
Если собрать и высушить в тени цветочные корзинки календулы, то можно получить прекрасное сырье для приготовления целебного отвара для полоскания горла в простудный зимний период.
В сентябре нужно прекратить полив тех многолетников, которые будут зимовать в грунте. Это астильбы, ирисы, клематисы, лилии, пионы, флоксы, хризантемы и пр. Вокруг цветов надо слегка взрыхлять землю и выпалывать сорняки. Сразу по завершении цветения до основания обрезать стебли многолетников с отцветшими цветками и удалить, оставив только розетку листьев.
Деление и высаживание многолетников можно осуществлять до середины сентября, если это не было сделано в августе. Землю вокруг таких многолетников требуется аккуратно взрыхлить, чтобы не повредить корни, а затем присыпать ее слоем органических удобрений.
Агротехнический уход за цветниками, в которых посажены растения-двухлетники (анютины глазки, маргаритки, незабудки, гвоздики и прочие) включает осенний полив, уплотнение вокруг них почвы и замульчирование ее слоем выветрившегося торфа толщиной 3 – 4 см.
Однако основная сентябрьская работа в цветнике – это посадка луковичных растений для весеннего цветения. Нужно заранее подготовить для них участок и очистить его от сорняков. Если нет в наличии собственных луковичных растений, то можно приобрести посадочный материал, который в августе продается во многих магазинах.
Осенняя перекопка почвы создает наилучшие условия для разложения внесенных удобрений, а также заделанных в почву растительных остатков, для промораживания поднятых пластов земли и уничтожения зимующих в них вредителей. Землю надо глубоко перекопать, удалить из нее камни и корни растений. Такая почва больше поглощает атмосферные осадки, лучше впитывает талые воды и удерживает их. Перед самой посадкой по поверхности земли нужно разбросать минеральные удобрения: суперфосфат – по 50 г/м; нитроаммофоску – по 40 – 60 г/м или аммиачную селитру – по 12 г/м и сернокислый калий – по 40 г/м; древесную золу – по 200 г/м, костную муку – по 200 г/м. Но ни в коем случае нельзя применять свежий навоз для удобрения почвы под луковичные растения. Разбросав удобрения, почву требуется перекопать на глубину 20 – 25 см. Сухую почву при посадке нужно хорошо полить так, чтобы вода пропитала слой земли, где будут находиться луковицы, и немного глубже.
В начале сентября можно сажать мелколуковичные растения и нарциссы, проверив луковицы перед посадкой: больные и мягкие экземпляры необходимо удалить. Непосредственно перед посадкой луковицы около получаса следует подержать в темном растворе марганцовки. На суглинистых почвах крупные луковицы нарциссов надо сажать так, чтобы их донце было на глубине 15 см; на тяжелых глинистых почвах – на 12 см. Крупные луковицы кандыка, крокуса, мускарии, пушкинии и сциллы высаживать на глубину 8 см, хиондоксов и подснежников – на 10 см, колхикума и белоцветника – на 15 см.
Мелкие луковицы можно сажать на меньшую глубину, равную высоте 2 – 3-х луковиц. Между крупными луковицами достаточно оставить расстояние в 10 – 15 см, а между мелкими – по 5 – 8 см.
При посадке под луковицы необходимо насыпать слой чистого речного песка 2 – 3 см толщиной. Поверхность почвы над луковицами нужно замульчировать торфом или перегноем. Обязательно поставить флажок, чтобы весной не повредить пробуждающиеся луковки.
Под зимнюю выгонку иногда высаживают луковичные растения в горшки. Для выгонки надо в сентябре отобрать крупные здоровые плотные и тяжеловесные луковицы нарциссов, тюльпанов и гиацинтов, сохранить их до посадки в сухом темном месте. Горшки с высаженными луковицами лучше поместить в холодный подвал до ноября – декабря.
Примерно с середины сентября следует готовить к зиме розы, постепенно удаляя с кустов листву и маленькие бутоны. Сначала нужно срезать или оборвать листья с нижних веток – без листвы розам легче подготовиться к условиям зимовки. Во второй половине сентября, с началом первых ночных заморозков, наступает пора обрезки роз. Слабые тонкие ветви, подсохшие и невызревшие побеги требуется убрать секатором – они не выдержат морозов. Затем у всех роз, кроме плетущихся и парковых экземпляров, надо обрезать оставшиеся ветви до середины, формируя красивый и сильный куст.
Кроме того, кусты роз нужно опрыскать составом от грибков и вредителей. Если же на листьях роз показались черные пятна, то кусты необходимо опрыскать бордосской жидкостью. Кусты роз окучивают сухой смесью торфа и песка, взятых в равных частях, на высоту не менее 15 см для защиты почек в нижней части стеб лей от заморозков и подкармливают удобрениями. Обрезанные сухие цветы, бутоны, листья и ветви нужно сжечь.
В последней декаде сентября можно высадить луковицы тюльпанов: они лучше укореняются при температуре почвы, равной 9 – 10 °С. Для них требуется подобрать легкую супесчаную плодородную почву с нейтральной или слабощелочной реакцией (pH = 7 – 7,5). Прямо перед самой посадкой луковицы надо около получаса подержать в темном растворе марганцовки. Луковицы тюльпанов сажают на глубину, которая в 3 раза превышает их высоту. Между крупными луковицами следует оставлять расстояние, равное 7 – 8 см, между мелкими будет достаточно 5 см. Перед посадкой в лунку под луковицы насыпают слой чистого речного песка толщиной 2 – 3 см, землю обязательно увлажняют. Луковицы тюльпанов необходимо защитить от нашествия мышей, для чего среди луковиц высадить зубчики чеснока.
Теплолюбивые георгины специалисты рекомендуют убирать из грунта задолго до первых заморозков, хотя чаще садоводы выкапывают отцветшие георгины в конце сентября. Клубни нужно очистить от земли, разделить, замочить на полчаса в розовом растворе марганцовки (не более 1 г на 1 л воды), просушить на солнце и поместить на хранение в прохладное, но не сырое место, лучше в подвал. Убирая клубни на хранение, надо завернуть их в газетную бумагу или положить в сухие опилки и держать до пробуждения почек при температуре +4 – 5 °C.
Бегонии, каллы, канны, монтбреции и прочие луковичные, клубневые и корневищные теплолюбивые культуры следует выкопать из земли, как только появятся первые признаки повреждения их надземной части заморозками. Если цветение этих растений еще длится, то надо пересадить их в контейнеры и поставить на веранду, где луковицы и клубни дозреют. Однако полив нужно сократить.
В конце сентября можно высаживать в предварительно подготовленную почву цветочные растения для будущей весны. Нужно высаживать многолетники: колокольчики, водосбор, люпин, купальницу. Из числа 1-летников сажают календулу, резеду, мак, дельфиниум, космею и пр.
Посадки гладиолусов и других теплолюбивых луковичных растений – нарциссов, лилий, ирисов, необходимо мульчировать, потому что выкапывать их еще рано. Посадки луковиц можно укрыть лапником или сухими листьями.
В сухие октябрьские дни, до наступления первых заморозков, при уходе за клумбой нужно выкопать из почвы клубневые бегонии, фуксии и горшечные гортензии. Эти цветочные культуры предпочитают холодную зимовку, поэтому их до весны лучше переместить из цветников в прохладные помещения с температурой воздуха, равной примерно +3 – 6 °C. Эти растения зимой достаточно поливать один раз в месяц, чтобы не подсыхали их корни.
Ухоженная клумба: подготовка цветника к зиме
Чтобы клумба весной выглядела ухоженной, нужно провести основательную подготовку к зиме. В первой половине октября, если это не было сделано ранее, надо обрезать стебли и отмершие листья всех зимующих в грунте многолетников: аквилегии, астильбы, дельфиниума, колокольчика, лилейников, лихниса, люпинов, нивяника, пионов и прочих растений на цветочной клумбе. Посадки нужно прикрыть сухими листьями или еловым лапником.
К наступлению заморозков, когда начнет подмерзать верхний слой почвы, требуется завершить извлечение из почвы клубней георгинов. К этому времени выкопать и подготовить к зимнему хранению клубнелуковицы гладиолусов, монтбреций, корневища канн. У гладиолусов обрезать листья на высоту 10 – 15 см, разложив их луковицы на недельную просушку в помещении при температуре 20 – 25 °C.
Затем клубнелуковицы следует очистить от остатков цветоноса и старых клубнелуковиц, корней и верхних чешуй, которые плохо прилегают к клубню. Вновь положить их примерно на месяц досушиваться в помещении при температуре 18 – 20 °C. Канны и монтбреции успешнее перезимуют, если с их корней не отряхивать землю.
Дикие розы, известные как шиповники, благополучно зимуют без какой-либо защиты. Однако почти все культурные сортовые розы страдают и от холода, и от сырости во время оттепелей. В средней полосе России оптимальный срок укрытия роз – первая половина октября, но лучше ориентироваться по погоде и не спешить с их укрытием. Без дополнительного укрытия розы способны перенести морозы до –10 °C. Большинство опытных цветоводов советуют укрывать розы, когда температура воздуха понизится до –5 °C, еще до того, как выпадет много снега.
Розы, которые собраны в групповых посадках, укрывать намного проще. Кустовые розы надо засыпать сверху древесными листьями слоем в 20 см или торфом, окучив их перед этим бедной песчаной почвой. Почву для окучивания следует брать за переделами участка, чтобы не оголить корни других растений. После чего с помощью елового лапника создать прослойку воздуха между розами и окружающей средой. Тем надежнее станет защита роз, чем больше получится воздушная подушка. Укрытие должно доходить до уровня обрезки кустов, иначе розы могут сильно обмерзнуть. Чайно-гибридные сорта и розы флорибунда следует обрезать на высоту 45 – 50 см от земли. Все привитые и корнесобственные розы нужно окучить песком, торфом или садовой землей на высоту 20 см и еще на 10 см присыпать сухим торфом или песком. Сверху прикрыть лапником.
У полиантовых и миниатюрных роз специалисты рекомендуют обрезать только соцветия, затем окучить кусты и присыпать их сухим торфом или песком. Некоторым видам роз в средней полосе России недостаточно окучивания и укрытия еловым лапником. Подавляющее большинство роз нуждаются в сухом укрытии – это каркас, прикрытый сверху каким-либо теплоизоляционным материалом, например крафт-бумагой, рубероидом или полиэтиленовой пленкой. Каркас убережет розы от намокания в оттепель.
При осеннем уходе за цветами на клумбе крону штамбовых роз требуется прикрыть джутовым мешком без дна, завязав его снизу. Затем мешок набить лапником или сухой листвой. После чего завязать его вместе с наполнителем уже сверху. Стволики штамбовых роз нужно обернуть лентами из мешковины. В некоторых регионах штамбовые экземпляры следует пригнуть к земле, укрыть еловым лапником, а затем засыпать снегом.
Для плетущихся и вьющихся роз наибольшую опасность представляют солнце и ночное понижение температуры в конце зимы. В теплых южных регионах страны их можно просто обернуть лапником, заблаговременно окучив основание куста. Но на большей части российской территории эти розы нужно снять с опор, обрезать сухие, больные и нежизнеспособные ветви, окучить основание куста, уложить ветви на еловый лапник, прижать их металлическими шпильками и тем же лапником накрыть их сверху. Желательно предварительно сделать каркас из обрезков древесины, чтобы свернутые кусты не касались земли.
Для укрытия роз нередко дачники используют сухую здоровую листву, плотную бумагу, мешковину или специальный волокнистый укрывной материал. После выпадения обильного снега его надо использовать для присыпки укрытия. Если морозы усиливаются при малом объеме снега, то его нужно набросать на розы, сгребая с дорожек.
Многие цветоводы не рекомендуют использовать листву и опилки для укрытия роз. При потеплении зимой они в состоянии преть, гнить, что чревато для кустов болезнями. Подмокшие опилки способствуют большему промерзанию почвы. Для защиты растений от попадания влаги некоторые садоводы поверх основного укрытия роз помещают материал, не пропускающий воду. Для чего используют деревянные ящики, рубероид или полиэтиленовую пленку. Но сооружая такую защиту, следует оставлять края укрытия открытыми для циркуляции воздуха, чтобы кусты не прели.
Клематисы также необходимо обрезать и укрыть. Когда почва промерзнет на глубину около 2 см, те растения, которые летом дали свой первоцвет, следует подрезать на 2 узла от уровня земли. Затем целиком засыпать молодые растения листвой, а сверху прикрыть лапником.
Те клематисы, которые летом цвели на побегах прошлого года, нужно снять с опор, свернуть в кольцо и уложить на лапник, постеленный на земле. Сверху прикрыть растения лапником, засыпать сухими листьями, мульчей, торфом или компостом слоем толщиной 20 см. Клематисы можно укрывать на зиму мешковиной или волокнистым материалом. Укрытые сухими листьями клематисы требуется еще раз прикрыть лапником поверх листвы, чтобы при порывах ветра она не разлетелась. Так же, как и клематисы, нужно пригнуть к земле жимолость и каприфоль, засыпав их основание еловым лапником, торфяной крошкой или перегноем. Но окутывать растения надо после того, как земля промерзнет на глубину 2 – 3 см, иначе цветок способен выпреть.
В цветнике и на клумбах следует еще раз замульчировать почву измельченной древесной корой, компостом или крупной стружкой. Во время сильных дождей слой свежей мульчи предохранит почву от размывания и поможет сохранить в ней влагу.
Теплолюбивые многолетники, такие, как фуксии или анемоны, нужно укрыть сухой листвой и еловым лапником. Пионы, освобожденные от отцветших стеблей, подрезать на высоту 10 – 15 см, укрыть их же собственной листвой; при обильном снеге они способны перезимовать в грунте без укрытия. Ирисы надо обрезать на высоту около 10 см от земли; разрыхлив вокруг них почву, присыпать слоем перегноя или компоста. Корневища сортовых бородатых ирисов достаточно прикрыть землей и сухим листом, что гарантирует им успешную перезимовку. Корневища японских ирисов требуется укрыть слоем торфа, компоста или сухих листьев толщиной более 10 см. Для них необходимо соорудить шалаш, прикрытый рубероидом или полиэтиленовой пленкой с открытыми торцами, чтобы ирисы не страдали от излишней влажности. Не следует укрывать многолетние астры и зимне-зеленые многолетники типа бадана, фиалки рогатой или гейхеры: под укрытием эти растения могут сопреть или заразиться грибковой инфекцией. Гиацинты, крокусы, крупноцветковые нарциссы, восточные лилии и рябчики нужно мульчировать торфом или перегноем после наступления устойчивых холодов. Предварительно их желательно опрыскать 3 %-ным раствором медного купороса. Можно встретить весну чуть раньше обычного срока, если посадить поздней осенью на зимнюю выгонку в домашних условиях крупные и здоровые луковицы гиацинтов и крокусов, лилий и нарциссов, низкорослых ирисов и пушкиний.
В середине октября требуется обрезать хризантемы, окопать вокруг них почву и слегка окучить. На зиму достаточно укрыть их сухими листьями и лапником. Дополнительную защиту следует организовать растениям, чувствительным к холоду, таким, как анемона японская или корейские хризантемы. Над ними нужно установить проволочный каркас, наполнить его сухой листвой или тонкой древесной стружкой. Сверху накрыть сооружение полиэтиленовой пленкой, но все это делать только после наступления холодов. Слабо устойчивые к морозу корейские хризантемы можно пересадить в горшки (хотя бы несколько кустов) и пристроить на хранение до весны в сухой погреб.
В конце октября, после наступления устойчивых отрицательных температур, когда земля немного подмерзнет, приступить к укрытию на зиму луковичных культур: нарциссов, гиацинтов, лилий и пр. Посадки можно засыпать сухими листьями слоем в 15 – 20 см, а сверху положить еловый лапник, чтобы листву не разметал ветер.
Малозимостойкие виды молодых кустарников: гибискус, гортензия, некоторые рододендроны – нужно пригнуть к земле, пришпилить к почве, а затем укрыть сухой листвой и еловым лапником. Взрослая гортензия способна перезимовать в грунте, ее надо декоративно подрезать, но не укрывать.
В таком виде цветник допустимо оставить до весны. Если участок не был вскопан осенью, это нужно сделать весной как можно раньше. В прохладном апреле, когда уже полностью сошел снег, следует посадить группами мелколуковичные растения, если они не были высажены осенью. Тогда они первыми порадуют вас своей трогательной нежной красотой. Если же весна холодная и сырая, лучше отложить посадку на 5 – 7 дней и получить затем дружные всходы.
https://www.klass39.ru/zanimatelnye-eksperimenty-dlya-detej-opyty-s-rasteniyami/
https://www.supersadovnik.ru/text/8-samyh-pribylnyh-rastenij-dlja-vyraschivanija-v-2021-godu-1008729