Содержание
Деревья, кустарники и цветы в ландшафтном дизайне
- Как выбрать?
- Виды декоративных кустарников
- Разновидности деревьев
- Цветы
- Варианты расположения деревьев
- Живая изгородь
- Аллеи
- Группа
- Создаем композиции
- Красивые решения для двора
Каждый владелец приусадебного участка мечтает, чтобы его дом утопал в зелени и цветах. Стремясь скрыться от проблем и городской суеты в тиши природы, мы пытаемся как-то организовать зеленое пространство на своем участке, чтобы оно радовало глаз, было удобным и полезным для всех. Ведь только за городом мы можем расслабиться и побыть наедине с природой и с самим собой.
Чтобы приусадебный участок создавал хорошее настроение, необходимо оформить его с учетом совместимости отдельных растений, правил их гармоничного расположения, сочетания цветов.
Как выбрать?
Прежде, чем приступить к выбору растений для сада, необходимо познакомиться с их видами.
Виды декоративных кустарников
Эстетично и привлекательно оформить сад могут помочь как листопадные, так и вечнозеленые кустарники. Последние позволяют сделать участок привлекательным не только летом, но и в холодное время года.
Вечнозеленые кустарники могут быть лиственными и хвойными. В центральных районах России с холодными зимами чаще всего для озеленения используют хвойные кустарники – такие, как можжевельник, тис, пихту, кипарис, микробиоту, сосну Мугус, карликовую ель, кипарисовик, ель канадскую.
Особенной популярностью в оформлении ландшафтов последнее время пользуются различные виды можжевельников:
- Можжевельник обыкновенный – крупный кустарник с сизоватой колючей хвоей. В ландшафтном дизайне обычно используют колонновидные и карликовые формы этого кустарника. Последние прекрасно подходят для оформления альпийских горок, первые – для формирования живых изгородей. Наиболее широко распространены следующие сорта: Green Carpet, Compressa, Repanda Sentinel.
- Можжевельник казацкий – самый неприхотливый. Он имеет чешуйчатую хвою и вырастает до полутора метров. Его основное применение – оформление газонов и рокариев. Наиболее популярные формы Glauca, Tamariscifolia, Variegata.
- Скальный можжевельник имеет узкую крону с острой стреловидной макушкой и мягкую голубую хвою. Предельная высота растения составляет порядка 2,5 м. Такой кустарник более всего подходит для создания аллей и живых изгородей. Самые популярные сорта скального можжевельника – это Moonglow, Blue Arrow («Голубая стрела»), Blue Carpet и Blue Chip.
- Можжевельник китайский – кустарник с высотой до 10 м желтоватого или зеленоватого цвета чаще используется в альпинариях или в композициях из групп растений. Известные сорта – Олимпия, Стрикта, Блю Альп.
- Можжевельник горизонтальный. Это низкорослое стелющееся растение. Хвоя может иметь зеленый (Андорра Компкт), желтый (Лайм), серо-зеленый (Альпина, Бар Харбор), голубовато-зеленый (Айс Блю, Вилтони), голубой («Принц Уэльский») или голубовато-серебристый оттенки (Джейд Ривер, Грей Перл). Используется этот вид можжевельника для декорирования каменистых садов, бордюров и склонов.
- Можжевельник чешуйчатый – медленнорастущий кустарник, имеет повислые почти стелющиеся ветви. Предельная высота кустарника – 3-4 метра. Популярные сорта – Мейери, Блю Карпет, Холгер, Дрим Джой, Ханнеторп, Блю Свид, Блю Стар. Используется при оформлении альпинариев.
Все виды можжевельника невероятно красивы. Но тем не менее не в каждом саду будет уместно присутствие этого растения.
Кустарник наиболее органично впишется в ландшафтный дизайн в скандинавском стиле с его естественностью, простором и правильной геометрией.
Особенно удачно будет выглядеть можжевельник на фоне вереска, мхов и лишайников.
Английский стиль также предполагает наличие этого вечнозеленого хвойного кустарника, но в высокорослых видах с зеленой или голубой хвоей. При оформлении сада в английском стиле кустарник выступает не центром композиции (как в скандинавском стиле), а своеобразным последним аккордом, который придает композиции законченный вид.
Вечнозеленые лиственные кустарники чаще используются в дизайне ландшафтов в районах, расположенных в теплой климатической зоне, где нет снежных и морозных зим. К таким растениям относятся: камелия, рододендрон, падуб обыкновенный, самшит, каллистемон, бамбук, аукуба, кордилина и другие.
Среди всего многообразия декоративных кустарников выделяют красивоцветущие и декоративно-лиственные растения. Названия их говорят сами за себя. Красивоцветущие кустарники отличаются ярким цветением, а декоративно-лиственные – интересным цветом листвы. Они призваны создавать в ландшафте цветовые пятна разных оттенков в разные периоды времени.
Королевой среди красивоцветущих кустарников является роза. Весеннее настроение задают розовые шары волчника и желтые водопады цветков форзиции. Далее их сменяют белоснежные и сиренево-розовые лавины сирени, спиреи, боярышника и калины бульденеж.
Лето открывается цветением рододендронов, древовидных пионов, чубушника. Особенное настроение создают в саду кусты лапчатки, усеянные желтыми, красными или оранжевыми цветочками.
В летнем дизайне сада также используются рябинник рябинолистный с его белыми метелками-соцветиями, тамарикс с розовыми облаками гирлянд из мелких цветов, различные виды и сорта гортензии, кольквиция и дейция с их пышными соцветиями.
Осенью продолжают радовать глаз лапчатка и гортензии, розы и снежнеягодник, будлея и бересклет, краснокоренник и пузырник.
Ландшафтные дизайнеры очень любят использовать при оформлении участков декоративно-лиственные кустарники.
Особую их любовь заслужили:
- дерен белый с его яркой бело-зеленой, розово-зеленой или желто-зеленой листвой;
- пузыреплодник желтого, малинового и пурпурного цветов;
- барбарис ярко-зеленой, золотистой или красно-фиолетовой листвой;
- рябинник;
- аралия;
- магония.
Для вертикального оформления ландшафта чаще всего используют различные виды кустарниковых лиан. Среди них особенно популярны: виноград дикий, виноград девичий, плетистая роза, глициния, жимолость вьющаяся, клематис, актинидия.
Разновидности деревьев
В дизайне приусадебного участка можно использовать самые разнообразные виды деревьев. Главное при этом – чтобы деревья подходили к данному участку по высоте, по восприимчивости к свету и питательным веществам, по цвету и условиям выращивания.
Лиственные деревья являются основными рельефными пятнами участка благодаря ярко выраженной скелетной оси и раскидистой кроне. Их следует выбирать по:
- Форме кроны.
- Листве. Обращают внимание на форму листьев, их размер, изменение их окраски в течение сезона.
- По характеру цветения. Одни деревья отличаются наличием крупных цветков (например, магнолия), другие имеют невзрачные почти незаметные цветы (клен, рябина, ива), а некоторые цветут так незаметно, что трудно сказать, цветущие или нецветущие это деревья (береза).
- По времени распускания цветков. Так, раньше всех в саду зацветает лещина, ива, кизил.
- По декоративности плодов. Особенно красиво смотрятся в ландшафте рябина и калина, которые привлекают к себе внимание за счет ярко-красных ягод.
В формировании композиции сада также активно используются и плодовые деревья. Их названия известны всем: груша, вишня, яблоня, абрикос, слива, черешня. Выгода от их посадки очевидна – весной они превращают приусадебный участок в благоухающее цветущее облако, а летом и осенью радуют хозяев вкусными плодами.
И какой же ландшафтный дизайн обойдется без хвойников. Они являются прекрасным дополнением лиственных и плодовых деревьев и делают сад более экзотичным и нарядным.
Выбирая хвойные деревья, следует обращать внимание на:
- Цвет хвои. Цветовая палитра этих растений включает разные оттенки зеленого, голубого и желтого цветов;
- Форму дерева. Она может шаровидной или конусовидной. Геометрически строгие формы этих растений придают ландшафту особую стройность;
- Цвет и фактуру коры. Этот параметр также может вносит свой колорит в общее восприятие природного пространства вокруг загородного дома;
- Аромат. Отдельные хвойники вырабатывают эфирные масла с ощутимым приятным запахом. Так, в летнюю жару можно вдыхать приятный аромат, идущий от сосны, а весной наслаждаться запахом лиственницы;
- Наличие шишек. Шишки также вносят свою изюминку в ландшафтный дизайн. Так, у молодых елей шишки имеют интересный красноватый или фиолетовый цвет, а у пихты они смотрят вверх, как свечки на новогодней елке.
Таблица совместимости плодовых деревьев и кустарников
Некоторые плодовые деревья и кустарники плохо уживаются друг с другом, поэтому, чтобы не лишиться значимой части урожая, их следует рассаживать как можно дальше. В отличие от конфликтующих овощных культур, эти растения более основательные и сажаются на годы, а то и на десятки лет, поэтому важно изначально планировать правильную их посадку с учетом совместимости.
Читают на dacha6.ru:
Причины несовместимости
Среди основных причин, которые могут мешать, можно отметить:
- Расположение конкурирующих корневых систем по соседству и на одном уровне.
- Выделение веществ в почву, подавляющих развитие некоторых соседей.
- Затенение большими пышными растениями маленьких.
- Потребность в одинаковых микроэлементах почвы.
- Общие болезни и вредители.
Если под рукой нет таблицы, то сажайте плодовые деревья группами по несколько саженцев. Между соседними группами оставляйте расстояние в 2-3 метра. Одинаковые кустарники практичнее сажать рядами – это облегчит последующий уход за ними и сбор урожая.
Хорошие соседи для яблони в саду
Эти плодовые деревья характеризуются мощной корневой системой, высасывающей из почвы большее количество питательных веществ. О ее размере можно судить по кроне в летний период.
Соседство с молодыми яблонями неплохо разделяет малина. Ее корневая система способствует разрыхлению почвы и лучшему насыщению ее кислородом, что благотворно влияет на развитие яблони. Однако, к моменту, когда крона яблони станет большой и густой, малине под ней будет становиться все некомфортней.
Грушу, а также сливу, абрикос и ряд других косточковых следует отсаживать от яблони на расстояние, как минимум, 4 метра.
Категорически не переносит яблоня соседство с орешником.
Какое соседство не любит груша
Данное дерево можно смело сажать по соседству с рябиной. Груша плохо переносит посадки неподалеку от яблони, сливы, абрикоса, смородины, крыжовника.
Обратите внимание, многие груши самобесплодные, поэтому для получения урожая следует сажать рядом несколько саженцев, прививать на материнское растение другой сорт либо искать самоопыляемые сорта.
Совместимость смородины с другими растениями
Черную и красную смородину лучше не сажать по соседству друг с другом. Избегайте соседства этих кустов с малиной, которая за несколько сезонов может отвоевать себе прилегающую территорию и полностью заглушить развитие смородины.
Лучшие соседи для крыжовника на участке
Кусты крыжовника очень хорошо чувствуют себя рядом с красной смородиной. А вот черная смородина, посаженная по соседству, для крыжовника опасна, так как на обоих этих растениях паразитирует опасный общий вредитель – огневка.
Крыжовник можно посадить рядом с грушей или сливой, но так, чтобы их кроны сильно не затеняли его.
Соседство винограда с другими культурами
Это южное растение с выведением новых сортов стало постепенно появляться в разных регионах России, включая Подмосковье. Он хорошо переносит соседство с яблоней, грушей, вишней, малиной, черешней, но не терпит поблизости айвы и орешника.
Совместимость вишни с другими плодовыми деревьями и кустарниками
Хорошими соседями вишни являются родственная ей черешня и слива. Это плодовое дерево крайне плохо реагирует на соседство с крыжовником, красной и черной смородиной, малиной. Не стоит сажать рядом с вишней рябину, так как последняя в этом случае будет часто болеть.
Соседи облепихи
Представляет собой очень агрессивное растение с мощной разрастающейся корневой системой. В принципе, она не боится практически никого, а вот от нее могут пострадать многие. Старайтесь посадить облепиху поодаль, а в землю вокруг вкопайте листы профнастила, шифера, которые ограничат подземное распространение ее корней.
Соседство малины с другими культурами
Малину лучше всего сажать отдельно. Это растение очень живуче и распространяется агрессивно. Так же, как и в случае с облепихой, его нужно обкапывать листами профнастила и шифера, чтобы корневая система не заполонила все вокруг.
Таблица совместимости деревьев и кустарников
Стоит отметить, что описанные здесь несовместимые растения у многих дачников растут по соседству и прекрасно чувствуют себя на их небольших приусадебных участках, ведь помимо совместимости есть еще множество других факторов успеха. Однако, в качестве дополнительной меры, лучше все же учитывать специфику дачного «добрососедства».
Название | Плохое соседство | Хорошее соседство |
Виноград | Айва, орешник | Груша, черешня |
Вишня | Груша, смородина | Виноград, черешня, груша, слива, яблоня |
Груша | Вишня, слива, золотистая смородина | Яблоня, черная смородина, виноград |
Клубника | Малина, облепиха | Чеснок, петрушка, кустовая фасоль |
Крыжовник | Черная смородина, яблоня, малина | Вишня, красная смородина |
Малина | Красная смородина, клубника | Яблоня |
Облепиха | Плохой сосед для всех остальных | Только облепиха |
Слива | Груша, вишня, черешня | Яблоня, смородина, малина, крыжовник |
Смородина золотистая | Яблоня, груша | Черная смородина |
Смородина красная | Черная смородина, малина | Крыжовник, вишня |
Смородина черная | Слива, черешня, вишня, крыжовник, малина, красная смородина | Яблоня |
Черешня | Слива | Вишня, яблоня |
Яблоня | Вишня, черешня, золотистая смородина | Слива, малина, груша |
© Илья Владимирович | 2017-05-03
Садовод-любитель
Как красиво посадить деревья и кустарники
Многолетники и декоративные злаки дарят саду форму и цвет в теплое время года, но они, постепенно угасая, и уходят из композиций к ноябрю. И чтобы участок в межсезонье и зимние месяцы не выглядел плоским и скучным, в оформлении садового пространства должны участвовать деревья и кустарники. Они способны создать баланс открытых и закрытых пространств, сделать рукотворный ландшафт более естественным, причем в любое время года. Расскажем, как правильно составлять гармоничные и выразительные древесно-кустарниковые группы.
Посадить кустарники рядом несложно. Составить сбалансированную группу — задачка поинтереснее
Древесно-кустарниковая группа может быть кругового и одностороннего обзора, когда хотя бы с одной стороны она ограничена забором или стеной постройки. И у каждого вида есть особенности составления. В данной статье мы рассмотрим законы построения композиции кругового обзора и покажем в рисунках примеры.
Первое — определяем идею
Прежде всего необходимо определить идею композиции (стиль, настроение — как кому ближе). Группа регулярного стиля подразумевает наличие четкой, правильной формы кроны. Природной композиции чужды вычурность и «правильность» — ей к лицу легкая небрежность. В подчеркнуто рукотворном саду будут органично смотреться растения с неожиданной окраской листьев, необычной формой кроны (например, привитая плакучая крона, извилистые побеги и др.).
Отсутствие идеи в данном случае приметит даже глаз непрофессионала. Ощущение, что разные растения просто приткнули на свободном пространстве
Второе — прорабатываем доступный ассортимент
На следующем этапе необходимо подобрать ассортимент деревьев и кустарников, соответствующих экологическим условиям участка (свету, влаге, почве). Ведь только в оптимальных условиях растения способны максимально проявить свои декоративные качества. Если изменить влажность и состав почвы в месте посадки нам отчасти удастся, то световой режим остается не в нашей власти. А он крайне важен и для красивоцветущих кустарников, и для декоративнолистных. Первые могут не зацвести в тени, а вторые там же изменят цвет: пурпурные листья станут грязно-зелеными, желтые приобретут салатовый оттенок, вариегатные формы будут стремиться к зеленому цвету листьев.
Условия места посадки должны соответствовать требованиям культуры. Например, вариегатные формы лучше посадить в полутень или на солнце
Третье — видовая точка и размеры композиции
Третье, что нам нужно, — рассчитать высоту растений, ширину композиции и расстояние от видовой точки до будущей группы. Видовая точка — это место, из которого вы будете созерцать композицию. Это может быть окно беседки, скамья в уголке для отдыха или просто место на площадке или дорожке, где можно задержаться. Для гармоничного восприятия картины необходимо, чтобы видовая точка располагалась на расстоянии двух-трех высот самого высокого элемента композиции (в нашем случае это дерево или кустарник). Рассчитав высоту самого крупного звена композиции, можно определить примерные размеры двух-трех его партнеров. На мой взгляд, удобнее всего для этой цели использовать ряд Фибоначчи, где каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21… Составив пропорцию, можно без труда рассчитать, что, например, соседями двухметрового растения должны стать кустарники 1,3 м и 0,8 м высотой. Помните, что на этом этапе мы уже учитываем выбранную идею композиции и «оперируем» растениями из доступного нам ассортимента.
Дальше важно определить ширину композиции: она не менее важна, чем высота. Примерно обозначить ее на местности (или на плане на бумаге) можно так: от видовой точки откладываем острый угол 30° (либо 25-40°) с вершиной в основной видовой точке. Стороны этого угла и будут являться примерным ограничением ширины гармоничной композиции.
Ширина композиции зависит от расположения стационарной видовой точки — места, из которого вы будете созерцать будущую группу
Четвертое — распределяем роли
Из допустимого ассортимента выбираем для группы солистов, подчиненных и фоновые растения. Первые должны обладать устойчивостью в конкретных экологических условиях (зимостойкостью, неприхотливостью, полным соответствием световому и влажностному режимам), так как они составляют скелет, основу композиции — и не должны нас подвести, потеряв декоративность или «самоустранившись» после морозной зимы.
Вторые и третьи могут быть менее устойчивы и имеют право на некоторые капризы. Их уход из композиции может быть компенсирован посадкой другого растения без ущерба для восприятия композиции.
Растения, составляющие основу группы, не имеют права на капризы. Они должны быть стабильно декоративными и устойчивыми в конкретных климатических условиях
Благодаря чему дерево или кустарник может стать солистом? Прежде всего, благодаря форме кроны. Среди наиболее интересных форм кроны — колонновидная, плакучая, зонтичная, шаровидная, стелющаяся. Колонна — это всегда четко выраженная доминанта, в ее отсутствие акцентной станет плакучая крона на высоком штамбе.
Сосны с выстриженными «лапками» — идеальные солисты. Но их посадили в хаотичной массе, отчего эффект от причудливой формы просто стерся
Шаровидные и плакучие формы на низком штамбе являются достойными подчиненными, а стелющиеся или низкорослые подушковидные станут отличным фоном. По сути роль подчиненных сводится к удачному обрамлению солистов. А мы знаем: ничто так не подчеркивает особенности облика, как контраст. Крайне важно обыграть контраст форм изящно и без излишней искусственности — стелющаяся форма кроны третьего партнера удачно смягчит дуэт стройной вертикали и геометрического шара.
Примеры гармоничного контраста форм
Составление сбалансированной и при этом контрастной группы — дело тонкое. Стоит только неверно подчеркнуть солиста, как рассыпается все.
Контраст выражен более грубо за счет повторяющихся форм второго и третьего партнеров акцентного солиста
Акцент может быть выражен и цветом, но совмещать в одной композиции яркие контрасты цвета и формы нежелательно (темная колонна и желтый шар).
Контраст и по форме, и по цвету может выглядеть слишком навязчиво
Лучше отдать предпочтение чему-то одному — либо цвету, либо форме кроны. При этом единичные цветные формы уместны в окружении зеленолистных. Такие группы воспринимаются легче.
Более гармоничные по цвету и форме группы — контраст только по одному признаку
Выбор декоративнолистных форм весьма широк, но следует учитывать еще и восприятие окраски листьев в массе и на расстоянии обзора с видовой точки. Отойдя на 3-4 м от растения, мы уже не замечаем причудливых крапинок, штрихов, тонкого канта на листьях — мы видим лишь высветленный за счет вариегатных признаков цвет.
Выбор растений с эффектными листьями широк. Вы только посмотрите на эти:
- Древесные с желтыми листьями — находка для дачника
- Раскрываем секреты барбариса: самые яркие сорта
- Краснолистные кустарники для контрастных композиций
- Серебристолистные древесные — холодная красота для изысканных композиций
Свою роль играет и форма листовой пластинки — в массе листья создают фактуру кроны. Рябь мелких листьев барбариса, «кудреватость» клена гиннала и степенная выровненность крон липы и вяза — эти «спецэффекты» необходимо учитывать и стараться подчеркнуть более простыми партнерами. Чем больше в композиции разных фактур, тем меньше должно быть цветовых пятен, в противном случае есть риск чрезмерной пестроты.
Если у растений в композиции форма крон в течение вегетационного сезона остается неизменной, то цвет листьев может меняться с момента роспуска до момента опадения. Это позволяет нам расставлять не статичные, а блуждающие акценты, что, возможно, слегка усложняет задачу составления группы, но зато создает потрясающее богатство красок и смену кадров на протяжении года.
Осенью некогда зеленые листья бересклета крылатого вспыхивают огненным алым, при этом форма его кроны остается неизменной и поддерживается стрижкой. Это яркий пример блуждающего акцента в композиции
Пятое — составляем календарь декоративности
И здесь мы переходим к пятому этапу — календарю декоративности. Как его составить? Желательно период с мая по октябрь разбить на три декады, остальные месяцы можно оставить (но каждый — внести отдельно). Затем в нашем календаре следует отметить цвет растения в каждый момент времени. Учитывайте даже зимнюю окраску, которую дает кора, — это обычно привычный серо-коричневый или белый цвет либо яркие оттенки у некоторых древесно-кустарниковых растений (деренов, ив).
Календарь декоративности поможет нам понять, в какой период года наблюдается «провал», а в какой заметна чрезмерная пестрота, а также отметить блуждающие акценты. Как правило, отсутствие красок наблюдается с ноября по март — здесь на помощь приходят дерены и ивы с их яркой окраской молодых побегов, а также хвойные растения с зеленой, серебристой, желтоватой или коричневатой хвоей.
Побеги деренов раскрасят сад зимой
Ранней весной цвет в композицию могут привнести луковичные и раноцветущие эфемероиды. Вспомните картины нашей родной природы: в естественных ассоциациях древесно-кустарниковые растения практически всегда соседствуют с травянистыми. И сад не должен быть исключением, пятна многолетников среди древесно-кустарниковых растений добавляют оттенки и штрихи, делают композицию живой и органичной. Травянистые растения, обладая довольно быстрым ростом, необходимы древесно-кустарниковой композиции еще и для того, чтобы создать необходимый объем, форму и цвет в первые годы жизни группы. Ведь динамика роста древесных растений такова, что большая часть из них начинает раскрываться во всей красе ближе к 5-10 годам. Кстати, при расчете высоты и ширины группы вы должны ориентироваться на параметры взрослых растений.
В союзе древесных и травянистых растений доминировать будут, конечно, первые, но соотношение площадей, отведенных под древесно-кустарниковую и травянистую растительность, может быть различное.
Шестое — рассчитываем количество растений в группе
А как определиться с количеством древесных растений в группе? На мой взгляд, математические расчеты здесь не особо уместны. Поскольку мы создаем группу (не массив), то, скорее всего, будет достаточно одного крупного растения-солиста (если это узкая вертикаль, возможно использование трех), одного-трех средних (подчиненных) и трех-пяти небольших (фоновых). Но отклонения от этой формулы возможны. Для представления результата можно набросать на бумаге придуманную композицию.
Грамотное сочетание: есть интересный контраст форм, нюансные оттенки зеленого не выглядят навязчиво, количество растений подобрано удачно
Соотношение площадей должно быть распределено более или менее равномерно. Значительный перевес в сторону крупного или низкорослого партнера может лишить композицию гармонии.
В каждой из этих групп есть очевидный перевес в сторону одного из участников. Слева — слишком много вертикалей, справа — чересчур большое пятно из стелющихся кустарников
Мы рассмотрели основные нюансы построения сбалансированных древесно-кустарниковых композиций. Понимая их, вам будет проще составить гармоничную группу, и вы сможете запланировать реконструкцию уже существующих композиций. А какие тонкости создания групп вы используете в своей практике?
https://stroy-podskazka.ru/landshaftnyj-dizajn/derevya-kustarniki-i-cvety/
https://www.dacha6.ru/sovmestimost-plodovyh-derevev-i-kustarnikov-na-uchastke-v-sadu/
https://7dach.ru/Anastasia/kak-krasivo-posadit-derevya-i-kustarniki-265365.html